публикации

Владимир Мамонтов, Виталий Дымарский

Лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский: "Наша задача - объединить избирателей, а не объединить персоны"

"Известия" , 2 ноября 2007 года   
Известия" продолжают совместный с радиостанцией "Эхо Москвы" проект "Есть такая партия". Напомним, по воскресеньям ту или иную партию обсуждают эксперты, а по понедельникам партийные лидеры приходят на "перекрестный допрос" к Владимиру Мамонтову и Виталию Дымарскому. На этот раз "допрашивали" бессменного лидера партии "Яблоко" Григория Явлинского.

"Известия": По нашим опросам, приблизительно 20% граждан переживают, что им не за кого пойти голосовать. Они предполагают, что, если бы была объединенная демократическая партия, они бы отдали за нее голоса...

Григорий Явлинский: Во-первых, такая партия есть, и вот она перед вами представлена. Во-вторых, я хочу внести предложение - у этой партии есть программа, и я прошу газету "Известия" опубликовать эту программу. Но если бы все эти четыре года можно было на равных основаниях с другими партиями, например с "Единой Россией", публиковать свои предложения, свои взгляды, свою альтернативу, то вообще тогда такой бы вопрос не вставал.

"Известия": Да, одни партии потеряли власть, а другие ее приобрели. Но это политическая реальность, извините. Что с этим прикажете делать?

Григорий Явлинский: Это факт. И этот факт имеет объяснение. То, как в России были проведены реформы, в том числе и представителями той самой партии, про объединение с которой вы меня спрашивали, вызвало очень серьезное разочарование у людей. Но что касается партии "Яблоко", то она с 1991 года занимала принципиальную позицию, что так реформы вести нельзя. Мы говорили о том, что это такой способ ведения реформ, при котором большинство граждан оказываются в бедности и бесправии, не имеют возможности решить самые насущные свои проблемы.

"Известия": Вы только что сказали, что реформы были проведены так, как их проводить было нельзя, и отсюда разочарование. Но вот сейчас вместо разочарования - очарование людей другой формой проведения реформ, извините за такую тавтологию. Но вы же опять не согласны, вы же опять против?

Григорий Явлинский: А какое сейчас очарование? Сейчас никакого выбора нет, нет никакой альтернативы. А когда этот выбор был, тогда партия "Яблоко" была в течение 10 лет в Госдуме. После этого просто не стало возможности рассказать людям, что есть другой, альтернативный взгляд на то, какую политику надо проводить в стране - экономическую, социальную, военную. Что же это за такая система, которая держится на одном человеке? И если этот один человек уходит, то вся страна не знает, что дальше делать? И без конца пишут петиции - останьтесь, пожалуйста, не бросайте нас? Это общество XXI века? Это страна, развивающаяся в XXI веке? Это совершенно неприемлемая ситуация.

В XX веке, как вы знаете, наша страна дважды пережила полный крах российской государственности. Это недопустимо впредь. И произошло это именно по тем причинам, которые мы сейчас обсуждаем, - когда существует однопартийность, когда существует один человек, который принимает все решения. Кстати, все равно, монарх ли это или генсек ЦК КПСС. Это заканчивается тем, что просто система крушится. А для того чтобы сделать систему более эффективной, более современной, не надо бояться собственных граждан. Нынешняя власть этого сделать не умеет, просто не умеет.

"Известия": Умеет она или нет, но она сидит в Кремле. Вот как так получилось?

Григорий Явлинский: Борис Николаевич отдал Кремль Владимиру Владимировичу, так и получилось.

"Известия": А чего же он не отдал Григорию Алексеевичу?

Григорий Явлинский: А не отдал, потому что Григорий Алексеевич будет другую политику проводить.

"Известия": И получил бы Григорий Алексеевич такую поддержку, какую сейчас Путин имеет?

Григорий Явлинский: Такую поддержку - нет. Потому что я бы проводил честную политику. И не манипулировал бы общественным мнением. И позволял бы другим людям критиковать то, что я делаю. Я бы добивался поддержки в честной борьбе.

"Известия": А в стране между тем чтобы творилось все это время, пока мы с вами эти чудесные лекала гуманитарные друг к другу прикладывали?

Григорий Явлинский: Я вам скажу совершенно неожиданную вещь - в нашей стране творилось бы ровно то, что творится во многих странах мира, если взять точнее - во всех развитых странах мира. Я, например, гражданам нашей страны очень даже доверяю. И считаю, что наши граждане ничем не глупее, чем граждане любой страны Европейского союза. В России живут люди, которые не скатились к гражданской войне даже в самые трудные годы. В России живут люди, которые добровольно и мирно отказались от тоталитарной советской коммунистической системы. Вот какие люди здесь живут. А из них делают каких-то совершенно неполноценных. Подождите, постойте в сторонке, мы за вас все решим. Если вы хотите, чтоб в России никогда не было революций, граждане должны быть уверены, что это они руководят своим государством. Они, а не государство пользует граждан.

"Известия": А почему бы вам открыто не объявить о своей социал-демократической ориентации? Или вы себя позиционируете иначе?

Григорий Явлинский: Мы считаем себя демократической партией. Если говорить точнее, то по большинству вопросов мы занимаем позицию социально-либеральную. То есть мы считаем, что не нужен передел, а нужны равные возможности для граждан - для того, чтобы обеспечивать себе жизнь. И задача государства - обеспечить всем гражданам равные возможности выбора, равные возможности в работе, в жизни, в достижении результатов. В этом наша задача. Но, кстати говоря, в самое ближайшее время в "Яблоке" будет создана социал-демократическая фракция, которая будет бороться за влияние в партии. Так же, как мы объединили фракцию "Зеленых", "Солдатских матерей", правозащитную фракцию, фракцию молодых демократов, женские движения. Вот что называется настоящим объединением демократов, а не объединение телевизионных фигур и вышедших уже давно в тираж со всей своей политикой всяких политических образований. Наша задача - объединить избирателей, а не объединить персоны.

7 обязательных вопросов в режиме блиц

"Известия": Какая страна может представлять для России наибольшую угрозу в течение 10 лет - Китай или США?

Григорий Явлинский: В ближайшие 10 лет никакая страна не представляет для России серьезную угрозу.

"Известия": Вы поддержали бы кандидатуру Путина на третий срок?

Григорий Явлинский: Нет, не поддержал бы. Но дело не в Путине. Не может и не должно быть в России авторитарной системы, замкнутой на одном человеке.

"Известия": Что вы ставите выше - интересы государства или интересы личности?

Григорий Явлинский: Жизнь человека выше, чем интересы государства.

"Известия": Надо ли вернуться к прогрессивной ставке налогообложения?

Григорий Явлинский: Мы выступаем за низкие налоги, поэтому нет, не надо этого делать.

"Известия": Надо ли ввести визовый режим со всеми бывшими республиками СССР?

Григорий Явлинский: Не надо, потому что я хотел бы, чтобы наши соотечественники имели больше возможностей возвращаться в Россию.

"Известия": Считаете ли вы правильным обязательное изучение основ религии в школах?

Григорий Явлинский: Всех религий?

"Известия": Православной религии.

Григорий Явлинский: Считаю вполне возможным и допустимым факультативное изучение.

"Известия": Надо ли добиваться возвращения Крыма?

Григорий Явлинский: Кому? Грекам? Крым принадлежал грекам. Вы это имеете в виду?

"Объединение СПС и "Яблока" невозможно"

Елена Башкирова,
социолог, гендиректор компании "Башкирова и Партнеры":

- Количество людей, которых можно довольно строго определить как последовательных демократов, - около 20%. Мне кажется, что были объективные причины того, что эти партии (СПС и "Яблоко". - "Известия") не смогли договориться. И не надо им договариваться, и они не могли договориться, потому что электорат у них разный. Конечно, там есть определенное сходство, но с точки зрения социально-демографического анализа отличия есть. Если в СПС все-таки преобладают люди более молодые, более образованные, с большим достатком, то в электорате Явлинского основу составляют люди от 33 до 45 лет.

Станислав Белковский,
политолог, президент Института национальной стратегии:

- Если говорить сегодня о том, чтобы объединять некие политические силы на внеидеологической основе, то есть на базе только двух тезисов - прекращения политической монополии ныне правящей клептократии и идеи свободных выборов, - то объединять надо даже не столько СПС и "Яблоко", сколько все политические силы, которые разделяют эти два тезиса. И в этом смысле основой должна стать Компартия, к которой все силы - СПС, "Яблоко", вплоть до "Другой России" - должны примкнуть. Идеологическое же объединение СПС и "Яблока" невозможно.

Александр Коновалов,
политолог, президент Института стратегических оценок:

- Идея объединения на базе КПРФ всех, кто придерживается каких-то демократических взглядов, нереалистична. Уж если не могут объединиться "Яблоко" и СПС, то уж прийти в КПРФ обеим партиям и проситься: "примите нас, потому что надо решить главную задачу"... это абсолютный нонсенс.