публикации

Борис Вишневский

Открепительная демократия

Сотрудников бюджетных организаций Петербурга учат, как им голосовать на парламентских выборах

"Новая Газета - Санкт-Петербург" , 1 ноября 2007 года   

Административный ресурс явил себя новой, неожиданной ранее стороной: работников бюджетных учреждений Петербурга принуждают брать открепительные удостоверения для участия в выборах 2 декабря (удостоверения дают право голосовать на любом участке).

Все это делается на основании официальных писем из районных администраций — одно из этих посланий оказалось в распоряжении автора. Содержание письма потрясает любого, кто хоть немного знаком с избирательным законодательством.

Между тем, как показывает практика, именно открепительные удостоверения дают немало возможностей для вброса бюллетеней на выборах…

Крепостное право бюджетников

В бумаге, адресованной «руководителям бюджетных учреждений» и подписанной начальником отдела культуры Красногвардейской районной администрации Инной Григорьевой, сообщается, что 2 декабря пройдут выборы Госдумы. И далее по поручению главы районной администрации Марии Щербаковой директору предписывается до 12 часов 30 октября представить в отдел культуры: списки работников, проживающих в Красногвардейском районе, списки работников, проживающих в других районах, сообщить о числе получивших или не получивших (указать причину) открепительные удостоверения и представить сами открепительные удостоверения. Письмо датировано 24 октября и имеет исходящий номер 164/ОД. -29 октября (за день до предписанного срока передачи «отчетности». — Б. В.) нас всех собрали на часовое мероприятие, — говорит преподаватель Охтинского центра эстетического воспитания, председатель профкома центра Ирина Терентьева, — и г-жа Григорьева заявила нашему директору, что он обязан организовать всех живущих не в Красногвардейском районе, чтобы мы взяли открепительные удостоверения. Мы должны взять их в избирательных комиссиях по месту жительства, отдать начальникам отделов, они отчитаются перед директором, а директор — перед районной администрацией. Кто не принесет — будет уволен, а также, если не справится, будет уволен и директор. Мы сказали, что они нарушают человеческие и избирательные права, что мы свободные люди и никто не смеет нам указывать, где нам голосовать. В ответ Григорьева заявила, что они сделают 2 декабря рабочим днем и обяжут нас прийти! Вы не представляете, как они себя вели: унижали весь коллектив, сказали много мерзких слов. Хотели показать нам, что они власть, а мы червяки…

Официальная причина, по которой от бюджетников требуют брать открепительные удостоверения, такова: мол, большую роль играет явка на выборы, в районе около двадцати бюджетных учреждений и организаций. Если все работники, живущие не в районе, проголосуют по открепительным удостоверениям на его территории — район выиграет «соревнование» с другими. По словам Терентьевой, такие же «предписания» получили работники образовательных и медицинских учреждений и, как правило, выполнили требуемое. Взбунтовались только работники центра. Заметим что то же самое, по сведениям «Новой», происходит в Невском районе. И видимо — не только в нем.

Трудно расценивать происходящее иначе как воспрепятствование свободному осуществлению избирательных прав, что подпадает под статью 141 Уголовного кодекса.

Знают ли об этом в Красногвардейской администрации? В курсе ли они, что обещание объявить 2 декабря рабочим днем — столь же грубое нарушение закона, запрещающего проводить голосование в рабочий день? Знают ли они, что открепительное удостоверение — документ строгой отчетности, который выдается избирателю по его мотивированному письменному заявлению и с которым гражданин приходит на избирательный участок? И что требование передачи этих удостоверений в администрацию есть вопиющее беззаконие? Или о таких «мелочах» они даже не задумываются, исполняя, по всей видимости, волю более высокого начальства?

Можно только посмотреть

Представляется, впрочем, что цель всей этой кампании по сбору открепительных удостоверений — вовсе не в административном раже и не в стремлении районов опередить других по проценту явки. Цель — в другом.

По закону гражданин, получивший открепительное удостоверение, исключается из списков избирателей по месту своего постоянного жительства. Но проверить, исключили его или нет — крайне трудно, если не невозможно. Что, как нетрудно догадаться, создает все условия для фальсификаций, а точнее — для вброса бюллетеней.

Никто не мешает «проголосовать» за тех, кто взял открепительное удостоверение, еще раз — конечно, при условии полного послушания участковой избирательной комиссии. Но это обеспечить несложно — что мы видели не раз. При этом наблюдатели от политических партий к спискам избирателей доступа не имеют — и не могут выяснить, кто из избирателей взял открепительные удостоверения, а кто не взял.

Ну а после выборов списки еще более недоступны — ни одной партии, которая заподозрит фальсификацию, не дадут проверить, имели ли место факты двойного голосования. Конечно, проверить может прокуратура или суд — но станут ли они это делать? Уж сколько было вопиющих случаев, когда простой анализ списков избирателей позволял установить факт фальсификации, но за редчайшими исключениями никто не был наказан…

Впрочем, уже данный комментарий на сей счет зампреда Горизбиркома Дмитрия Краснянского, как всегда, хочется цитировать бесконечно.

«Объясняю: каждый человек вправе получить открепительное удостоверение. И каждый гражданин, получая удостоверение, видит, что он из списка исключается. Делается такая отметка, которая позволяет в день голосования видеть, что гражданин получил открепительное удостоверение. На весь Санкт-Петербург мы их получили 100 тысяч. Информация о списках избирателей абсолютно доступна для членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, назначенных от партий. Которые могут в любое время посмотреть на них. Единственное, что нельзя делать, — это нельзя делать копии этих списков избирателей».

Отчаянно пытаюсь понять: ну что еще должна сделать питерская власть и любимая ею партия, чтобы Дмитрий Краснянский расценил это как нарушение закона? Или для этого нужен не политолог, а писатель-фантаст? К Борису Натановичу Стругацкому, что ли, обратиться — может быть, поможет?

Да, каждый вправе получить «открепиловку». Но — только по своей воле, а не по требованию начальства и под угрозой увольнения. Да, члены комиссий могут ПОСМОТРЕТЬ на списки избирателей. А что дальше? Быть Штирлицем и все запомнить? И как потом проверять, не проголосовал ли кто дважды? Обходить все участки города? А если найдут несоответствия, что делать? О том, что увидел и запомнил, в суде не расскажешь — не сочтут доказательством…

Его превосходительство гневается

Администрация Красногвардейского района отреагировала немедленно. Директору центра грозно сообщили, что чиновники «убедились: коллектив неуправляемый», и они «сделают выводы». Тут же куда-то исчезла бумага о выделении 1,5 млн рублей на ремонт центра. А затем чиновники потребовали от работников Центра, допустивших утечку, остановить готовящиеся в СМИ публикации — угрожая в противном случае репрессиями. Но тут же выразили готовность встретиться с журналистами: мол, их «не так поняли». И вообще, по их словам, все случившееся — это «расширение демократии в соответствии с указаниями сверху». Без комментариев.

Очень хочется спросить: надо ли понимать все это (а также прочие факты применения административного ресурса) так, что «Единая Россия» не верит, будто список, возглавляемый президентом, может победить честно? А точнее — твердо уверена, что честно он не победит ни в коем случае? Или «медведи» признают, что такой «балласт», как они, на честных выборах может утопить даже обожаемого ими «национального лидера»?

Но что дальше? Бумага из администрации, предписывающая собрать и сдать по начальству уже не открепительные удостоверения, а бюллетени — для заполнения в централизованном порядке?

Скажете фантастика? Но ведь по проценту голосов за «партию власти» 2 декабря между районами уж точно будет устроено соревнование…