[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Пятое колесо
Каспаров.Ру, 9 октября 2007 года   

Новый министр регионального развития Дмитрий Козак заявил, что "говорить о ликвидации института полпредства в России нельзя", что "полпредов никто не трогал, институт полпредства как был, так и остается". Между тем сам Козак пришел на этот пост именно с должности полпреда на Юге, а его пятым заместителем стал бывший полпред на Дальнем Востоке Исхаков, который пока никем не заменен. При этом вместо Козака назначен Григорий Рапота, которого мало кто знает. И вообще, судя по резкому снижению числа упоминаний в СМИ о полпредах президента в последние годы, ликвидация (или, по крайней мере, существенное изменение статуса) полпредов вполне вероятна. Другое дело, что этот институт был не нужен с самого начала…

В мае 2000 года, когда президентским указом страну (весьма сомнительным в конституционном плане образом) поделили на семь "федеральных округов" и назначили семерку "прокураторов", им явно придавалось особое значение как органам, должным "держать в узде" губернаторов, до того полагавших себя реальными политическими фигурами. После этого на "окружном уровне" успели создать свои структуры едва ли не все федеральные ведомства – от ФСБ, МВД, МНС и прокуратуры до Минюста и Минздрава – и начали активно лоббироваться предложения отдать в распоряжение полпредов бюджетные трансферты и субсидии, направляемые в регионы. Полпреды превратились в подобие "генерал-губернаторов", вокруг каждого из них тут же был создан свой "центр притяжения" со всеми необходимыми атрибутами власти: "силовиками", приближенными коммерческими структурами, подконтрольными СМИ... И, конечно, с избирательными штабами, ибо главное, чем в первые четыре года занимались полпредства (если не считать участия в переделе собственности) – это вмешательство в региональные выборы. В любом регионе, где проходили выборы губернатора или законодательного собрания, полпредство было активным "игроком", поддерживая одних кандидатов и "топя" остальных, решая вопросы, кого снять с выборов, кого оставить и в чью пользу применить "административный ресурс".

По сути, полпредства превратились в неконституционные правительства "округов", не имея между тем никаких законных полномочий – за семь с половиной лет их существования о них так и не было принято ни одного закона. А президентский указ дал им, на самом деле, чисто декоративные функции: собирать информацию, составлять президенту записки, координировать работу федеральных структур и так далее, но ни малейших распорядительных полномочий. Иначе говоря, ни один полпред не имел ни малейшего права что-либо приказывать кому-нибудь кроме его собственных сотрудников.

Но это – де-юре, а де-факто каждый из них, конечно же, был свято уверен, что ежели президент – полновластный хозяин страны, то полпред – такой же хозяин "федерального округа". И вправе распоряжаться в нем, как в дарованной "на кормление" вотчине. То есть, всем руководить и ни за что не отвечать. Более того, в этом были уверены и многие граждане, и уж точно – все чиновники, которые вели себя с полпредами так, как будто были их слугами.

Реальной пользы полпреды не приносили никакой, будучи явным "пятым колесом" в "телеге власти". Ведь все возложенные на них задачи либо не имели никакого отношения к реальным потребностям граждан, либо должны были выполняться существующими в государстве структурами. Так, широко разрекламированное когда-то "приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным" – рутинная функция прокуратуры. Именно она должна следить за "несоответствиями", исправление которых является перманентной процедурой, поскольку федеральные законы постоянно меняются. И если эта задача не решается, надо не вводить пост полпреда, а увольнять прокурора. Бороться с коррупцией может и должно МВД.

Докладывать президенту, как идут дела в "федеральном округе", могут референты, изучив местную прессу. А "координировать работу федеральных структур" на территории регионов, входящих в "федеральный округ", нет никакой необходимости. В какой "координации" нуждается работа налоговой инспекции Петербурга и Калининграда? Или – таможни на Таймыре и в Туве? Или – антимонопольных ведомств Чукотки и Приамурья?

К осени 2004 года ненужность "пятого колеса" стала очевидной – тут-то и подоспело решение об отмене губернаторских выборов и переходу к системе назначений. И в этой системе полпреды заняли формально важное звено: только через них должны были назначаться губернаторы. Но это, опять же, де-юре (соответствующий порядок успели даже закрепить президентским указом), а де-факто, во многих случаях полпредов ставили перед фактом. Ведь решение о том, кто лучший кандидат в губернаторы, очевидно, принимали не они. А им позволялось рекомендовать тех, о ком это решение было уже принято. Во всяком случае, подавляющее большинство губернаторов благополучно осталось на месте – даже те, на ком, как на калмыцком хане, уже клеймо было некуда ставить. Кстати, рекомендовал его к переназначению на очередной срок правления не кто иной, как Дмитрий Козак, имевший ранее репутацию приличного человека…

Ну а теперь "вертикаль" выстроена окончательно – так, во всяком случае, полагают в Кремле. И полпред уже не нужен как фигура, надзирающая за назначенным губернатором, который к тому же встроен не только в административную, но в партийную "вертикаль", будучи, как правило, членом "Единой России". В самом деле, странно предположить, что при правлении КПСС было необходимо назначать еще каких-то представителей Генсека ЦК в неких "федеральных округах". Так что, полпреды либо ликвидируются вообще, либо (как полагает мой коллега по "Новой" Андрей Рябов) станут тем, кем они де-юре и должны были быть с самого начала – чиновниками, имеющими небольшой аппарат и чисто аналитические и координирующие функции. То есть, эта работа окончательно сведется к синекуре, а должности станут не политическими, а формальными. Так же, впрочем, как формальностью стал и федеративный характер государства.

Каспаров.Ру, 9 октября 2007 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский 
 
 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]