Новый министр регионального развития Дмитрий Козак заявил,
что "говорить о ликвидации института полпредства
в России нельзя", что "полпредов никто не трогал,
институт полпредства как был, так и остается". Между
тем сам Козак пришел на этот пост именно с должности полпреда
на Юге, а его пятым заместителем стал бывший полпред на
Дальнем Востоке Исхаков, который пока никем не заменен.
При этом вместо Козака назначен Григорий Рапота, которого
мало кто знает. И вообще, судя по резкому снижению числа
упоминаний в СМИ о полпредах президента в последние годы,
ликвидация (или, по крайней мере, существенное изменение
статуса) полпредов вполне вероятна. Другое дело, что этот
институт был не нужен с самого начала…
В мае 2000 года, когда президентским указом страну (весьма
сомнительным в конституционном плане образом) поделили
на семь "федеральных округов" и назначили семерку
"прокураторов", им явно придавалось особое значение
как органам, должным "держать в узде" губернаторов,
до того полагавших себя реальными политическими фигурами.
После этого на "окружном уровне" успели создать
свои структуры едва ли не все федеральные ведомства –
от ФСБ, МВД, МНС и прокуратуры до Минюста и Минздрава
– и начали активно лоббироваться предложения отдать в
распоряжение полпредов бюджетные трансферты и субсидии,
направляемые в регионы. Полпреды превратились в подобие
"генерал-губернаторов", вокруг каждого из них
тут же был создан свой "центр притяжения" со
всеми необходимыми атрибутами власти: "силовиками",
приближенными коммерческими структурами, подконтрольными
СМИ... И, конечно, с избирательными штабами, ибо главное,
чем в первые четыре года занимались полпредства (если
не считать участия в переделе собственности) – это вмешательство
в региональные выборы. В любом регионе, где проходили
выборы губернатора или законодательного собрания, полпредство
было активным "игроком", поддерживая одних кандидатов
и "топя" остальных, решая вопросы, кого снять
с выборов, кого оставить и в чью пользу применить "административный
ресурс".
По сути, полпредства превратились в неконституционные
правительства "округов", не имея между тем никаких
законных полномочий – за семь с половиной лет их существования
о них так и не было принято ни одного закона. А президентский
указ дал им, на самом деле, чисто декоративные функции:
собирать информацию, составлять президенту записки, координировать
работу федеральных структур и так далее, но ни малейших
распорядительных полномочий. Иначе говоря, ни один полпред
не имел ни малейшего права что-либо приказывать кому-нибудь
кроме его собственных сотрудников.
Но это – де-юре, а де-факто каждый из них, конечно же,
был свято уверен, что ежели президент – полновластный
хозяин страны, то полпред – такой же хозяин "федерального
округа". И вправе распоряжаться в нем, как в дарованной
"на кормление" вотчине. То есть, всем руководить
и ни за что не отвечать. Более того, в этом были уверены
и многие граждане, и уж точно – все чиновники, которые
вели себя с полпредами так, как будто были их слугами.
Реальной пользы полпреды не приносили никакой, будучи
явным "пятым колесом" в "телеге власти".
Ведь все возложенные на них задачи либо не имели никакого
отношения к реальным потребностям граждан, либо должны
были выполняться существующими в государстве структурами.
Так, широко разрекламированное когда-то "приведение
регионального законодательства в соответствие с федеральным"
– рутинная функция прокуратуры. Именно она должна следить
за "несоответствиями", исправление которых является
перманентной процедурой, поскольку федеральные законы
постоянно меняются. И если эта задача не решается, надо
не вводить пост полпреда, а увольнять прокурора. Бороться
с коррупцией может и должно МВД.
Докладывать президенту, как идут дела в "федеральном
округе", могут референты, изучив местную прессу.
А "координировать работу федеральных структур"
на территории регионов, входящих в "федеральный округ",
нет никакой необходимости. В какой "координации"
нуждается работа налоговой инспекции Петербурга и Калининграда?
Или – таможни на Таймыре и в Туве? Или – антимонопольных
ведомств Чукотки и Приамурья?
К осени 2004 года ненужность "пятого колеса"
стала очевидной – тут-то и подоспело решение об отмене
губернаторских выборов и переходу к системе назначений.
И в этой системе полпреды заняли формально важное звено:
только через них должны были назначаться губернаторы.
Но это, опять же, де-юре (соответствующий порядок успели
даже закрепить президентским указом), а де-факто, во многих
случаях полпредов ставили перед фактом. Ведь решение о
том, кто лучший кандидат в губернаторы, очевидно, принимали
не они. А им позволялось рекомендовать тех, о ком это
решение было уже принято. Во всяком случае, подавляющее
большинство губернаторов благополучно осталось на месте
– даже те, на ком, как на калмыцком хане, уже клеймо было
некуда ставить. Кстати, рекомендовал его к переназначению
на очередной срок правления не кто иной, как Дмитрий Козак,
имевший ранее репутацию приличного человека…
Ну а теперь "вертикаль" выстроена окончательно
– так, во всяком случае, полагают в Кремле. И полпред
уже не нужен как фигура, надзирающая за назначенным губернатором,
который к тому же встроен не только в административную,
но в партийную "вертикаль", будучи, как правило,
членом "Единой России". В самом деле, странно
предположить, что при правлении КПСС было необходимо назначать
еще каких-то представителей Генсека ЦК в неких "федеральных
округах". Так что, полпреды либо ликвидируются вообще,
либо (как полагает мой коллега по "Новой" Андрей
Рябов) станут тем, кем они де-юре и должны были быть с
самого начала – чиновниками, имеющими небольшой аппарат
и чисто аналитические и координирующие функции. То есть,
эта работа окончательно сведется к синекуре, а должности
станут не политическими, а формальными. Так же, впрочем,
как формальностью стал и федеративный характер государства.