"Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых,
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним,
Под Новый год не шлем им поздравлений,
И в суете, и попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним...
Не смейте забывать учителей!
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!"
Эти строки написаны более сорока лет назад, но
и сегодня они более чем актуальны. От имени программы
и от себя автор поздравляет всех учителей России с Днем
учителя, который мы обычно праздновали в первое воскресенье
октября. А наш собеседник - заслуженный учитель России,
известный поэт, председатель Комиссии по образованию Московской
городской думы, секретарь Московской писательской организации
Евгений Абрамович Бунимович.
- Хотелось бы начать наш разговор с проблем современной
школы, с проблем учительства. В одном из интервью ты сказал:
образование - самый главный социальный лифт. Кого он ныне
везет в будущую жизнь, и исправен ли этот лифт?
Евгений Бунимович: Это самый главный вопрос. Увы;
этот лифт сейчас не очень исправен. И поскольку школа
- это зеркало общества, наверное, она и не может быть
сегодня другой. Наша, в том числе учительская, задача,
- пытаться так или иначе это исправить. Я не помню, из
какого интервью та фраза, но, кажется, речь шла об очень
опасных идеях - чуть ли не с начальной школы начинать
разделять детей, родители которых могут (или не могут)
доплачивать за образование. Кстати, экономически это очень
хорошо подверстывается, - не буду морочить всем голову;
можно придумать и обосновать, зачем это делать. Но это
совершенно страшная вещь. И без того в образовании сейчас
есть очень большая и болезненная проблема. На самом деле
главный вызов школы XXI века я сформулировал бы так: я
и другой. Потому что мы отдельно решаем вопросы толерантности...
- Этот вопрос никогда не стоял в наши времена...
Евгений Бунимович: Конечно, этого не было, и поэтому
мы не очень знаем, как это делать, и думаем, что проблему
можно решить одними декларациями. "Другой" -
потому что у него другой язык; никогда в жизни у нас не
было, чтобы в классе был человек, который плохо говорил
по-русски; другой - потому что у него пусть и не другой
цвет кожи, но другая религия, другие семейные традиции;
другой - потому что он - из богатой семьи (а я - из бедной),
и наоборот, между прочим; и здесь начинаются очень серьезные
конфликты. Или, скажем, он другой, потому что он на инвалидной
коляске...
Научить жить вместе - это ключевой момент, это очень
тяжело, это не возникает сразу. То, что ребенку нужно
есть и спать, ребенок знает сам. А вот читать, говорить
уже надо учить, правильно? Точно так же надо всему этому
учить. Меня всегда поражало в школе следующее. Пришли
дети в первый класс, их разделили, чаще произвольно, на
"А" и "Б". И все, месяца через два
начинается: "ашники", "бэшники", защита
"своего" и агрессия по отношению к чужому. Это
нужно стараться преодолевать, а если мы еще будем это
закреплять, например, знать, что в классе "А"
- родители пообеспеченнее, ясно, что и учителей такая
школа начнет ставить по схожему ранжиру...
А ведь образование - действительно главный социальный
лифт. Каким образом человеку преодолеть замкнутость той
социальной среды, которая, не исключено, ему даже нравится,
где он родился? Как ему стать больше, чем он есть по рождению?
Да конечно, через образование! Вот если подлинно, по-настоящему,
всерьез - то только так можно сделать карьеру. Ты можешь
показать свой профессионализм, духовность, свои гражданские
качества, и все это - только посредством образования.
Я понимаю: сегодняшняя так называемая "элита"
не чувствует своего права быть элитой, и мы все прекрасно
понимаем, насколько она несостоятельна. Но они хотят своим
детям обеспечить это право.
- Но иногда к нашей школе они относятся скептически,
поэтому очень многие обучают детей за границей...
Евгений Бунимович: Да, и если за границей, то
в каком-нибудь специальном пансионе; это верно. Но надо
понимать, что когда эти дети станут взрослыми, им придется
жить совсем другой жизнью, с "другими"; невозможно,
как сегодня, все время жить за этими высокими заборами,
которые выше самых высоких домов, которые они себе строят!
Это же катастрофа, это провал...