С этого года в федеральном, а теперь и в петербургском
законодательстве появилось новое слово: «развитие застроенных
территорий». Этим изящным термином предлагается обозначить
снос существующих домов и строительство новых на их месте,
дабы «более эффективно» использовать соответствующие земельные
участки. Проект закона «Об адресной программе Санкт-Петербурга
«Развитие застроенных территорий» уже внесен губернатором
в Законодательное cобрание и без сомнения будет принят.
Если это произойдет, 44 квартала в 11 районах города могут
пойти под снос.
Цель проста и не скрывается: расчистить от существующей
застройки земельные участки «в освоенных районах Санкт-Петербурга
с высокой, как правило рыночной, стоимостью земли и жилья».
Гражданам, живущим на расчищаемой территории, обещают
не нарушить их права и учесть их мнение. Но проект составлен
так, что иллюзий насчет этого питать не стоит.
Город, обремененный жителями
Внесенный законопроект касается большей частью так называемых
хрущевок, о ситуации с которыми в «Новой газете» рассказывалось
не раз. Суть ее понятна: соответствующие кварталы находятся
в обжитых районах, а их территории имеют «высокую градостроительную
ценность», как обеспеченные инженерной, транспортной и
социальной инфраструктурой». И потому являются «инвестиционно
привлекательными» для новой застройки.
Правда, там живут люди — но это не препятствие: при наличии
парламентского большинства в Госдуме и ЗакСе несложно
принять законы, позволяющие их переселить. И если раньше
сносить можно было только дома, признанные аварийными,
то теперь для сноса достаточно включения в адресную программу.
Новая редакция Градостроительного кодекса предоставила
питерским властям соответствующие полномочия — и они не
замедлили ими воспользоваться…
Что предлагается в проекте, одобренном городским правительством
18 сентября? В пояснительной записке прямо говорится:
«В рамках развития застроенных территорий планируется
их освобождение от существующей застройки и (или) реконструкция
существующих объектов капитального строительства и систем
инженерного обеспечения, дополнение существующей социальной
инфраструктуры развиваемых территорий».
На территориях 44 кварталов, включенных в адресную программу
(в Калининском, Кировском, Колпинском, Кронштадтском,
Курортном, Московском, Фрунзенском, Красногвардейском,
Красносельском, Невском, Петродворцовом и Адмиралтейском
районах) будут снесены, во-первых, хрущевки — многоквартирные
дома, построенные по типовым проектам в 1958–1970 годах.
Во-вторых — многоквартирные малоэтажные дома до 1966 года
постройки, в-третьих — многоквартирные дома, «размещение,
вид разрешенного использования либо предельные параметры
которых не соответствуют документам территориального планирования
Петербурга и планам их реализации, правилам землепользования
и застройки, иной действующей градостроительной документации»
(исключение — объекты культурного наследия). Какие именно
дома будут снесены — решит городское правительство: стоит
включить соответствующую территорию в адресную программу,
и дальнейшее отдается в руки исполнительной власти.
Попробуйте не согласиться
Конечно же, возникает два естественных вопроса. Первый:
как будет учитываться мнение тех, кто живет на «зачищаемых»
территориях? Второй: что получат те, кого выселят из сносимых
домов?
Законопроект предусматривает, что должен быть разработан
«план реализации мероприятий по развитию застроенных территорий»,
определяющий последовательность и сроки сноса, реконструкции
многоквартирных домов. Этот план будет согласовываться
некоей «общественной комиссией по развитию застроенных
территорий», в которую войдут представители ЗакСа, администрации,
органов МСУ и, наконец, представители жителей сносимых
домов. При этом в законопроекте нет ни слова о том, какие
права будет иметь эта «общественная комиссия» и что случится,
если она откажется «согласовывать». Последнее, впрочем,
маловероятно: понятно, что представители власти будут
иметь в комиссии явное численное превосходство. И ни слова
о том, что граждане могут вообще не согласиться с тем,
что квартал, где они живут, надо сносить в целях строительства
новых домов. О том, что они могут, например, в суде оспорить
все эти «адресные программы», проект даже не упоминает.
Что касается дальнейшей судьбы жителей «зачищаемой» территории,
то в проекте говорится, что их переселение осуществляется
«преимущественно в жилые помещения в многоквартирных домах,
расположенных на застроенных территориях, в отношении
которых принято решение о развитии, либо расположенных
на территории района Санкт-Петербурга, в границах которого
расположены застроенные территории (или непосредственно
примыкающие к нему)». Приводим дословную формулировку,
ибо здесь важна каждая запятая.
Во-первых, «преимущественно» — не значит «обязательно».
Между тем, выступая на заседании правительства, губернатор
Валентина Матвиенко клялась, что жилплощадь будет не меньше
нынешней («никто не ухудшит свои жилищные условия»), и
что переселяться предложат в дома, построенные либо в
том же квартале, либо в том же районе.
Теперь выясняется, что эти обязательства администрация
брать на себя не собирается. К тому же «на территории
района» — понятие растяжимое, ведь иные районы сравнимы
по территории с европейскими городами. И вполне можно
предположить, что, если граждане раньше жили в хрущевском
квартале, расположенном между Московским проспектом, улицей
Орджоникидзе, Алтайской и Ленсовета (где все есть, тихо,
зелено и пять минут пешком до метро), то ничто не помешает
отправить их в конец Витебского проспекта или в Авиагородок.
А тех, кто живет на Малой Охте (еще один квартал из адресной
программы») — на Пороховые. А тех, кто живет у метро «Политехническая»
— в Ручьи…
Что касается тех, кому выпадет счастье остаться на «развиваемых»
территориях, то они должны будут где-то жить в течение
времени, необходимого для сноса и строительства нового
жилья. А это как минимум год-полтора. Что им предложат?
«Маневренный фонд», где нет ни горячей воды, ни ванной,
ни лифта? Понятное дело: очень многие не захотят ждать
в таких условиях и предпочтут «добровольно» переселиться
туда, куда пошлют, но сразу получить нормальную квартиру.
Что и требуется администрации — ведь квартиры, возведенные
на застроенной территории», будут иметь высокую рыночную
ценность. Для этого эти территории и «расчищали».
Земли для госнужд
Конечно, у собственников квартир в сносимых домах будет
и другой вариант — им, в соответствии с федеральным законодательством,
заплатят деньги. Но — в объемах, определяемых «соглашением
сторон». Или дадут другое жилье «с зачетом его стоимости
в выкупную цену». Здесь все еще понятнее: администрация
будет настаивать на как можно меньшей цене, а кто не согласен
— идите в суд. С очевидными последствиями: суд займет
позицию «экономии бюджетных средств». Да и судиться смогут
не все — смешно предполагать, что у стариков хватит сил
для сложных судебных процессов…
Заметим, что в ближайшее время у администрации может
оказаться еще меньше проблем. В Госдуму внесен так называемый
«олимпийский» законопроект, который позволит чиновникам
изымать любые участки земли «для госнужд» в упрощенном
и ускоренном порядке (предупредив собственников не за
год, как положено сейчас, а за три месяца). При этом граждане
даже не смогут обратиться в суд с жалобой на это решение.
Впрочем, все абсолютно логично. За урезанием политических
прав граждан неминуемо должно было наступить и ограничение
экономических прав. И те, кто равнодушно взирал на первое,
не имеет право жаловаться на второе.
Борис ВИШНЕВСКИЙ
Куда могут переехать обитатели хрущевок
По информации, которой с нами поделился вице-президент,
директор СоюзПетроСтроя Лев Каплан, московские строительные
фирмы уже скупили в области порядка 800 гектаров земли
под комплексную застройку территории. Это земли в Ольгино,
Лахте, Северной Долине и Красносельском районе.
По словам Льва Каплана, основные застройщики, вопреки
заверениям господина Филимонова о преимущественном участии
петербургских компаний, все-таки столичные гости. По его
данным, основными инвесторами являются «Главстрой» и московский
«Метрострой». Куда же будут расселять жителей хрущевок?
«Так как уплотнительная застройка, пока на словах, запрещена,
а свободных пятен для застройки в центральных районах
города нет, людей будут расселять на окраины, причем без
их на то согласия. Все благодаря поправкам в Градостроительный
кодекс. Проблема в том, что в этих районах нет ни дорог,
ни социальной инфраструктуры. Выселение жителей в резервацию
может вызвать их бурный протест», — считает президент
СоюзПетроСтроя. Так, Лев Каплан приводит в пример район
Купчино, в котором нет свободных строительных пятен: «По
социальным нормам жителей хрущевок необходимо переселить
в готовый дом. Валентина Матвиенко говорит «рядом», но
рядом нет свободных площадей. Это значит, что жителей
данного района могут переселять на окраины».
К тому же, по мнению Льва Моисеевича, это может спровоцировать
рост цен на недвижимость в центре города, так как некоторые
жители, не желающие уезжать за пределы мегаполиса, начнут
скупать квартиры. Но это смогут себе позволить не более
20% платежеспособного населения, считает эксперт.
Екатерина СТЕКОЛЬЩИКОВА