Год назад не стало Анны Политковской. Больше четырёх
лет назад не стало Юрия Щекочихина. Кого мы потеряли?
Что мы потеряли?
Иногда говорят, что «их убила система». Это верно в том
смысле, что суть нашей общественной эволюции в последние
полтора десятилетия заключена в нивелировке индивидуальности,
отрицании творчества, культивировании серости, бесстыдно
гогочущей пошлости, алчности с волчьими зубами. Этот вал
пытается смести или изменить всё, противное его природе.
Только кажется, что в современной русской политике, журналистике,
культуре в ходу разные моды. На деле это всё разные маски
для проявления одного и того же. Противного природе, олицетворяемой
такими людьми как Политковская и Щекочихин.
Является этот процесс случайным? Могло ли быть иначе?
Или это только казалось в пьянящем воздухе свободы рубежа
90-х? Под треск проваливающейся, казалось, в небытие,
советчины? С высоты прошедших лет, всматриваясь в фильмы
тех лет, вслушиваясь в музыку, ощущаешь надлом, трещину,
превратившуюся сегодня в пропасть. О случайности здесь,
таким образом, думать не приходится.
Историческая обусловленность? Семьдесят лет презрения
к человеческой личности - свободе и творчеству? Конечно.
Но эта вздымающаяся из глубины русской истории прошлого
века мутная волна находится в какой-то внутренней связи
и с современной культурной глобализацией. Что говорит
о том, что у них одна историческая сущность.
Но неужели историческая обусловленность есть историческая
безнадёжность? Неужели творчество и личность в настоящем
обречены на нивелировку или уничтожение? Так можно было
бы думать, если бы в самую душную, безнадёжную эпоху не
рождались такие люди как Политковская и Щекочихин. Но
если так, то нет исторической безнадёжности. Есть завет
от уходящего к тем, кто готов и сегодня, говоря словами
Высоцкого «оружье принять из натруженных рук».
Позади нас лежит таинственный, неизведанный материк -
русская история, по которому текут не только реки алчности,
серости, низости, но и прекрасные, прозрачные ручьи и
лесные речушки искренности, преданности, самопожертвования
и любви к Родине. Пусть берега последних рек заросли,
в окружающих дремучих лесах тонет их светлое журчание,
иногда они уходят под землю. Но когда мы встречаем в нашей
жизни прекрасных людей, то понимаем, что несмотря ни на
что, реки эти не заболотились, не пересохли, не иссякли.
Обращаясь к нашей истории, видим, что люди эти не случайны.
Из глубины минувшего тянется к нам чрез них живая линия,
звучит завет свободы и любви к России. В замечательной
книге «Дроздовцы в огне» Антона Васильевича Туркула, последнего
командира доблестной Дроздовской дивизии, бившейся с большевиками,
есть следующие проникновенные слова: «Вся будущая Россия
пришла к нам, потому что именно они, добровольцы - эти
школьники, гимназисты, кадеты, реалисты должны были стать
творящей Россией, следующей за нами. Вся будущая Россия
защищалась под нашими знамёнами; она поняла, что советские
насильники готовят ей смертельный удар. Бедняки-офицеры,
романтические штабс-капитаны и поручики, и эти мальчики-добровольцы,
хотел бы я знать, каких «помещиков и фабрикантов» они
защищали? Они защищали Россию, свободного человека в России
и человеческое русское будущее. Потому-то честная русская
юность - всё русское будущее - вся была с нами».
И сегодня, в годовщину убийства Анны Политковской, для
сегодняшней «честной русской юности» есть повод снять
паутину с глаз, остановиться, оглянуться и задуматься
над тем, что нужно сделать для того, чтобы Родина наша
имела «человеческое русское будущее».