1 октября в Москве в Музее и общественном центре имени
Андрея Сахарова состоялась публичная дискуссия с участием
Вацлава Гавела, известных российских правозащитников и
политиков на тему: "Формирование исторической памяти
о советском режиме в связи с сегодняшним состоянием гражданского
общества в России". Во главу угла участники поставили
вопросы: "Имеет ли смысл проявлять инициативу? Каким
образом?"
Организаторы мероприятия – Чешский культурный центр в
Москве, секретариат Вацлава Гавела, Музей и общественный
центр имени Андрея Сахарова. В дискуссии приняли участие
Вацлав Гавел, Юрий Самодуров (Музей и общественный центр
имени Андрея Сахарова), Сергей Ковалев (Институт прав
человека), Людмила Алексеева (Московская Хельсинкская
группа), Арсений Рогинский (Международное общество "Мемориал"),
Владимир Лукин (Уполномоченный по правам человека в РФ),
Григорий Явлинский (РОДП "Яблоко"), Томаш Гланц
(бывший директор Чешского культурного центра в Москве)
и другие.
Как пояснил во вступительной речи Юрий Самодуров,
эта дискуссия тематически продолжает состоявшийся несколько
дней назад в Фонде Горбачева "круглый стол"
под названием "1937–2007 годы: ответственность и
современность".
"Круглый стол" в Горбачев-фонде наглядно показал,
что проблема формирования национально-исторической памяти
о советском режиме является одним из самых значимых вопросов
и для президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева, и
для правозащитников и историков "Мемориала",
и для активистов других общественных организаций, академических
историков и политологов, и для преподавателей вузов и
школ, и для студентов, и, конечно, для политиков",
– сказал директор Сахаровского центра.
Он отметил, что сегодня существуют два диаметрально противоположных
мнения о том, какие именно точки зрения на советскую действительность
следует взять за основу "конструкции" национальной
памяти. Одну из них Юрий Самодуров назвал "либеральной",
а другую – "консервативной". И эти точки зрения,
в свою очередь, порождают два конкурирующих взгляда на
будущее России.
Либеральный проект будущего – это проект превращения
России в открытое, правовое демократическое общество и
государство с легитимной рыночной экономикой. Консервативный
же проект имеет целью формирование "управляемой диктатуры",
"авторитарного режима", "суверенной демократии",
"поддержки величия государства", "русского
государства" и т. д.
О том, как правильно интерпретировать советскую историю,
в каком направлении двигаться в будущее и что делать в
настоящем, в котором все отчетливее проявляются реалии
тоталитарного прошлого, и развернулась дискуссия.
Вацлав Гавел поделился чешским историческим опытом.
"Создавая "Хартию 77" мы понимали, что
нельзя рассчитывать на мгновенный результат, – рассказал
бывший президент Чехословакии. – Многие вещи мы делали
просто потому, что считали это правильным. Нельзя рассчитывать,
что любая хорошая работа даст мгновенный результат и будет
оценена".
Говоря о выборе исторического пути развития, Вацлав Гавел
заявил, что для "Хартии 77" было принципиально
важным объединение всех, кто не хотел возврата к прошлому.
Консолидировались и "левые", и "правые",
и консерваторы, и радикалы. "Речь шла о том, чтобы
найти какое-то хотя бы минимальное согласие. Основой для
этого минимального согласия стали общие представления
о том, какими должны быть демократическое государство
и развитое гражданское общество. Это "Хартии"
удалось. Создание ее документов не было поводом для расколов
и ссор, а напротив помогло найти общие взгляды",
– подчеркнул Вацлав Гавел.
Одной из таких консолидирующих общих тем стала тема политзаключенных.
"Когда мы давали молодежи почитать судебные приговоры,
это было гораздо красноречивее, чем наши многочасовые
лекции", – сказал Вацлав Гавел.
Он также заметил, что для "Хартии 77" значимую
роль играла международная поддержка, которую нужно "искать
и находить". По мнению Вацлава Гавела, необходима
поддержка правозащитников во всех странах мира, где существует
диктатура.
Взявший следом слово Сергей Ковалев обратился
непосредственно к современной российской действительности.
Он поддержал мысль Вацлава Гавела о необходимости международной
поддержки правозащитников и выразил сожаление, что Запад
закрывает глаза на происходящий в нашей стране откат к
прошлому. "Сегодняшние политические реалии России
можно охарактеризовать одним словом – "имитация".
Эти имитации очень легко, с удовольствием и наслаждением
принимаются нашими зарубежными партнерами", – констатировал
он.
По словам Сергея Ковалева, имитируются все важнейшие
составляющие государственной и общественной жизни: то,
что наша Конституция – документ прямого действия, то,
что Россия – федеративное государство, то, что у нас есть
независимое правосудие, то, что власть периодически сменяется
в результате волеизъявления народа и т. д.
И потому опыт Чехословакии – это "дорога, которая
нам отчетливо показана, которая для нас единственная".
Людмила Алексеева выразила сильнейшую обеспокоенность
тем, как сегодня в России принято преподносить советское
прошлое. "Перекраивается история. Два года назад
президент Путин оправдал пакт Молотова – Риббентропа тем,
что тот, якобы, отсрочил нападение Германии на Советский
Союз. В книге для учителей Филиппова Иосиф Сталин назван
одним из наиболее успешных руководителей СССР, а репрессии
1937 года трактуются как путь подъема страны после кризиса".
Между тем Владимир Лукин попытался обозначить
некий компромисс. На вопрос, вынесенный в название дискуссии
– "Имеет ли смысл проявлять инициативу?", –
уполномоченный по правам человека ответил решительно утвердительно.
"Инициатива – это жизнь. Усилия совершать просто
необходимо, это естественно. Но каким образом?"
По мнению Владимира Лукина, "усилия должны находиться
в контексте реальности, нельзя путать стратегию и мечту".
Наша страна прошла через "мягкую" революцию
конца 80-х – начала 90-х годов XX века. Последствия этой
революции "своеобразны и волнообразны", новое
(изменения, принесенные августом 1991 года) переплетается
со старым ("реминисценциями", наблюдающимися
в российском обществе сейчас). Историческое наследие такое
же "своеобразное и волнообразное". В будущем
нас тоже ожидают подобные "волны". И это, считает
Владимир Лукин, – закономерно.
О некой "волнообразности" прошлого, только
в другом ключе, говорил и Арсений Рогинский. Он
высказал мнение, что единого, общего взгляда на прошлое
быть попросту не может. Так, для советских солдат Великой
Отечественной войны события 1944–45 годов – это победоносное
движение Красной Армии по Прибалтике, освобождение ее
от фашистов. А для жителей Эстонии, Латвии и Литвы – занятие
их стран Советским Союзом. Для кого-то "бандеровцы"
– бандиты, а для кого-то – герои, и т. д.
Но эти памяти, убежден Арсений Рогинский, должны не вступать
в противоречие, а дополнять друг друга. "Мы, строя
свою версию истории, должны принимать во внимание другие.
Нужно, чтобы память не воевала, а взаимно обогащалась",
– резюмировал правозащитник. Григорий Явлинский
Григорий Явлинский посвятил свое выступление программе
"Яблока", заметив при этом, что эта партия в
значительной степени правозащитная. В отличие от Вацлава
Гавела, Григорий Явлинский заявил, что он и его соратники
осознанно остаются в меньшинстве. Тем не менее это, как
утверждает Григорий Явлинский, не означает бездействие.
Рассказывая о сегодняшней дискуссии было бы неправильным
умолчать о том, что она была организована в рамках проходящей
сейчас в Сахаровском центре выставки "Рауль
Валленберг – и один в поле воин". Ведь история
Рауля Валленберга – это тоже часть нашей общей истории,
которую крайне важно осмыслить.
Среди присутствующих было распространено письмо российских
правозащитников к мэру Москвы Юрию Лужкову и председателю
Мосгордумы Владимиру Платонову, названное "Акт совести".
В этом обращении содержится призыв рассмотреть вопрос
о присвоении одной из новых улиц столицы имени Рауля Валленберга.
Это, по мнению авторов, "означает совершить акт,
которым Мосгордума и Правительство Москвы покажут, что
наш город и наша страна готовы и способны на историческую
справедливость и что россияне хранят историческую память".