[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Экономическое чудо с последующим разоблачением
Первыми бюджетный рост ощутили чиновники и стратегические инвесторы
"Новая Газета - Санкт-Петербург", 1 октября 2007 года   
В Законодательном собрании изучают внесенный администрацией проект бюджета города на 2008–2010 годы. Главный финансовый документ Петербурга теперь, по новому Бюджетному кодексу, принимается в «трехлетнем» варианте.

Доходы бюджета, в соответствии с проектом, в 2008 году вырастут на 25.4% по сравнению с нынешним годом и составят 293.8 миллиарда рублей. В том числе 257.2 миллиарда рублей — собственные доходы, остальное — трансферты из федерального бюджета и доходы от рыночной продажи услуг. Расходы вырастут на 21.6% и составят 323.7 миллиарда рублей.

Таким образом, по сравнению, например, с 2003 годом бюджет-2008 «подрастет» примерно в четыре раза. Дефицит бюджета составит 29.9 миллиарда рублей — около 10% его доходов. Это чуть меньше, чем в нынешнем году, когда дефицит составлял 31.9 миллиарда рублей. В последующие годы бюджет еще вырастет: в 2009 году его доходы и расходы составят соответственно 333.3 и 359.9 миллиардов рублей, в 2010 году — 378.4 и 400.8 миллиарда рублей. Это примерно в пять раз больше, чем в 2003 году.

Заметим, что весьма быстрыми темпами будет расти такая статья, как расходы на обслуживание государственного долга Петербурга. И если в 2008 году на эти цели уйдет 1.24 млрд рублей, то в 2009 году — 2.8 млрд рублей, а в 2010 году — уже 4.7 млрд рублей. Притом что сам бюджет пухнет как на дрожжах, непонятно, зачем нужно сводить его с дефицитом, одалживая деньги.

Как тут не напомнить, что в период правления городом доктора юридических наук Собчака и его первых заместителей — кандидата экономических наук Кудрина и кандидата экономических наук Путина — город получил более чем 40-процентный бюджетный дефицит, и к лету 1996 года, когда проводились выборы губернатора, оказался в натуральной долговой яме и на грани дефолта. И только потом, когда губернатором стал Яковлев, а за городские финансы были поставлены отвечать яблочники во главе с кандидатом биологических наук Артемьевым, удалось не только вытащить город из этой ямы, но и сделать бюджет бездефицитным.

Но увы: после прихода к власти Матвиенко, в рамках борьбы с проклятым наследием яковлевского режима, от бездефицитности бюджета также решили отказаться, предпочитая одалживать деньги и тратить гигантские средства на выплату процентов…

Каковы главные особенности бюджета-2008?

Основным источником доходов остается налог на прибыль организаций — 99.2 миллиарда рублей, или 38.6% собственных доходов города. Налог на доходы физических лиц (проще говоря, подоходный налог) составит 84.4 миллиарда рублей, или 32.8% собственных доходов. Между тем до 2006 года картина была противоположной: наибольший вес в структуре доходов города имел подоходный налог. Но затем начался приход так называемых «крупных налогоплательщиков», которые перерегистрируются в Петербурге из других регионов. Именно они в первую очередь и обеспечивают тот рост доходов бюджета, который позволяет городскому правительству говорить об «экономическом чуде».

При этом рост уровня жизни горожан, судя по основным статистическим показателям, не соответствует росту доходов бюджета: вряд ли большинство из них за последние четыре года стали жить втрое лучше.

То есть, кто-то, конечно, стал — и мы знаем кто. Средняя зарплата по городу в 2004–2007 годах выросла менее чем вдвое (с 8 до 15 тысяч рублей). Зато средняя зарплата питерских чиновников в 2007 году составила около 35 тысяч рублей, что даже больше, чем в Москве (около 30 тысяч рублей), где средняя зарплата по городу превышает 22 тысячи рублей. Видимо, чиновники и есть та единственная социальная группа, благосостояние которой растет вместе с ростом бюджета и даже опережает его.

Далее, несмотря на то что в городе «создана система преференций для инвесторов, осуществляющих крупные вложения в основные средства», почему-то «не предполагается роста поступлений в виде средств от инвесторов на развитие городской инфраструктуры». То ли «крупных инвесторов» успешно освобождают от уплаты этих поступлений, то ли назначают их в заниженном объеме…

В ближайшие три года в городе предполагается «поэтапное повышение ставок транспортного налога по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно». То есть владельцы относительно дешевых машин будут платить больше. Те, кто имеет более мощные и, само собой, более дорогие, будут платить столько же. Иначе говоря, бедный будет платить за богатого.

Что касается расходов бюджета-2008, то наибольший процент составят расходы на ЖКХ — 104.8 миллиарда рублей, 32.4% всех расходов. 58.0 миллиарда рублей пойдет на здравоохранение и спорт, 47.1 миллиарда рублей — на образование, 39.9 миллиарда рублей — на национальную экономику. В последний раздел входят расходы на общественный транспорт, связь, а также расходы на строительство «Охта-центра» (около 3 миллиардов рублей), который воздвигнут на городские деньги в нарушение Бюджетного кодекса — ибо нет ни проекта, ни технико-экономического обоснования, без которых запрещается включать соответствующие расходы в проект бюджета…

Впрочем, и другие расходные статьи, мягко говоря, вызывают недоумение.
Так, в 2008 году «расходы по выполнению обязательств, принимаемых Петербургом по реализации стратегических проектов» составят 183.3 млн рублей, притом что совершенно неизвестно, какие это проекты и откуда взялись эти «обязательства». Еще 33.8 млн рублей выделяются на пропаганду деятельности губернатора и городского правительства (в том числе на выпуск газеты «Петербургский дневник», которая на средства налогоплательщиков занимается восхвалением Валентины Матвиенко, преподнося 200-тысячным тиражом лишь выгодную власти точку зрения). Более того, в этом же году планируется выделение 9.6 млн рублей на «выпуск и распространение еженедельного информационно-аналитического издания выходного дня для жителей Петербурга» — которое, по всей видимости, будет играть такую же роль. Наконец, в 2008 году планируется выделить 4.9 млн рублей на «выпуск и распространение открыток с поздравлением губернатора ко Дню Победы».

Иначе говоря: за то, что гражданам будет пудрить мозги, они же сами и заплатят. В этом, видимо, и заключается одна из особенностей бюджетной политики нынешней администрации.

"Новая Газета - Санкт-Петербург", 1 октября 2007 года   

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

 Борис Вишневский
 
 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]