С
законами, которые принимаются вокруг кадастра, как и теми,
что должны быть приняты в ближайшее время, далеко не все
до конца понятно. С этим утверждением вполне согласен Андрей
Алексеевич Лазаревский, независимый эксперт, почетный член
Российского общества оценщиков.
Слово о кадастре (1)
Андрей Лазаревский: Законопроект о кадастре идет не в единственном
числе; параллельно с ним принят в первом чтении проект
закона о землеустройстве, в котором рассматривается также
ряд сюжетов о кадастре и недвижимости, а также закон о
резервировании. Но давайте поговорим о проекте кадастра
и недвижимости. Этот проект был принял в первом чтении
несмотря на то, что ряд профильных комитетов говорил о
серьезных недостатках текста. В частности, депутаты говорили,
что проект создает препятствия для экономического развития
на всех уровнях - от муниципалитета до Федерации.
Суть в том, что для функционирования рынка недвижимости
(а проще - для того, чтобы вы могли понять, чем, собственно,
владеете как собственник недвижимости), вы должны получить
документ о государственной регистрации этого объекта.
У нас это называется государственный учет объекта недвижимости.
Сегодня этот учет производится странным образом, поскольку
есть отдельный учет земельного участка, и ведет это дело
"Роснедвижимость". Затем - учет строений - зданий,
помещений, сооружений, то есть квартир, - эти дела ведет
Бюро технической инвентаризации.
Цель кадастра недвижимости, - а проект разработан в министерстве
Экономического развития и торговли, а по сути, самим ведомством
"Роснедвижимость", - объединить названные два
объекта, так чтобы можно было учесть участок и расположенные
на нем объекты.
- Я недавно наблюдал в Бельгии кадастр недвижимости:
в городском парке все деревья пронумерованы! Причем, как
сказали старожилы, эти номерки на деревьях висят чуть
ли не лет двести - триста. По-моему, в Европе уже лет
четыреста назад знали необходимое количество кустарников,
границы участков земли, - то, к чему мы сегодня только-только
начинаем приближаться.
Андрей Лазаревский: По нашему далеко не совершенному законодательству,
дерево - тоже объект недвижимости, как многолетнее растение.
У нас, конечно, до учета деревьев дело не дойдет, но опыт
Европы в учете объектов недвижимости и земельных участков
для нас не лучший: Европа недаром используется нашими
субъектами Федерации в качестве примера, когда они, например,
заявляют, что Красноярский край покрывает Францию как
бык овцу. И из-за того, что такой широкий размах - почти
шестая часть суши, - подходы должны быть иные. Хотя очень
многое можно (и нужно) почерпнуть у европейских стран,
лучше все же брать канадский опыт.
Действительно, цель благая; проект шел под лозунгом "Даешь
нацпроект по доступному жилью!", но, как я покажу,
она отнюдь не приближает нас к решению проблемы. А решение
таково: чтобы каждый гражданин мог пойти и учесть свой
земельный участок быстро, дешево и с минимизацией возможных
конфликтов с соседями...
Чиновник с кистенем (2)
- Мы продолжаем разговор с экспертом рынка недвижимости,
почетным членом Российского общества оценщиков Андреем
Алексеевичем Лазаревским о кадастровом законопроекте,
который готовится к принятию Государственной думой. Возможно
ли сейчас что-то успеть сделать, ликвидировать чиновничьи
лазейки, пробелы и так далее? Или же суд - единственное
возможное решение?
Андрей Лазаревский: Суд не поможет. Законопроект
объявляет Росземкадастр, автора законопроекта, заинтересованным
лицом при возникновении судебных дел в отношении ошибок,
которые выявляются в кадастре. Это сюжет, который, как
говорится, не лезет ни в какие ворота. Чиновник совершает
ошибку, а потом выясняется, что кадастровое ведомство
может подать встречный иск к тому, кто эту ошибку захочет
исправить.
При этом введено понятие технической ошибки, которое
никак не раскрывается, и эту техническую ошибку ведомство
может исправить своим решением по собственному усмотрению,
информировав собственника постфактум. Тогда как сам собственник
участка или недвижимости вместе со всеми соседями - пусть
их будет сколько угодно - не сможет этого сделать, он
не сможет исправить эту техническую ошибку, поскольку
проект позволяет это сделать только в судебном порядке.
Это означает, что чиновники просто издеваются над обществом,
присваивая себе возможность произвольным образом изменять
сведения о вашем земельном участке и посылая вас далеко
и надолго по большому кругу в суд, где они же потом будут
как равные с вами заинтересованные лица, судиться с вами,
утверждая, что они по сути дела правы.
- Ну, хорошо, чиновник в суде против вас, пусть он
даже заинтересованное лицо. В чем проблема?
Андрей Лазаревский: Проблема в том, что люди,
которые занимаются бизнесом, знают, что они теряют время
и деньги, если знают, что любое действие в отношении их
земельного участка может повлечь бездействие. Чиновник
может на ровном месте создать проблему и сказать: о, здесь
техническая ошибка; идите, ребята, исправляйте ее в суде.
- Так он и без кадастра может создать проблему на
ровном месте...
Андрей Лазаревский: Я говорю, что закон, который
призван регулировать отношения, который призван прописать
все, чтобы гражданам было легче, удобнее работать друг
с другом, превращен просто в инструмент дичайшего произвола.
Это уже не бандит с кистенем, даже не с автоматом, а автоматизированная
высокотехнологичная система выбивания денег, недвижимости
по частям у граждан и организаций. Вот в чем страх и ужас.
И еще безобразие в том, что при сегодняшней системе кадастровое
ведомство абсолютно безответственно, оно имеет полную
свободу рук в отношении любого гражданина.
Кадастровый обсчет (3)
- По целой совокупности аспектов, связанных с законопроектом
о кадастре, получилось так, что арендаторы земельных участков,
которых вынудили перейти на аренду (они не смогли выкупить
землю) оказываются вообще в беспомощном положении. Этот
проект закона о кадастре лишает арендаторов земельных
участков права вообще инициировать кадастровый учет. Понимают
ли это авторы закона?
Андрей Лазаревский: А это вопрос к Герману Оскаровичу!
- Но вы говорите, что в Думе были люди, которые написали,
мягко говоря, не слишком благожелательные отзывы...
Андрей Лазаревский: Я вам скажу, что написано
в заключении. При всей неоднозначности отношения многих
к сегодняшнему составу Государственной думы следует отметить,
что несколько комитетов, в частности, аграрии, высказали
очень здравые мысли, но, к сожалению, в самом общем виде.
У меня все ходы записаны, могу процитировать. Документ
"создаст препятствия для экономического развития
на всех уровнях, остановит строительство, ведомственная
регламентация кадастрового учета окажется в руках узкого
круга лиц вне контроля правительства РФ и Федерального
собрания. Нет упрощения и удешевления учета, нет описания
объектов капитального строительства, ущемляются права
собственников недвижимости, а также земельных арендаторов
на площади более девяноста миллионов гектаров. Усугубится
волокита и злоупотребления в органах кадастрового учета"
(это как раз замечание Аграрного комитета). Вот такие
"общие" замечания...
- Это не замечания, это приговор...
Андрей Лазаревский: Хотел бы сказать о дополнительных
сюжетах, которые позволяют сравнить всю эту систему с
суперсубмариной. Знаете, какова цена вопроса? Заявленная
стоимость этой, так сказать, "субмарины" - тридцать
восемь миллиардов рублей на пятилетку до 11-го года.
- Куда и как уйдут эти миллиарды?
Андрей Лазаревский: Эти деньги поступят из бюджета
по программе автоматизированного земельного кадастра и
учета недвижимости. Но это не все деньги, потому что,
как показывает анализ проекта, их будет явно недостаточно.
Маловато будет...
У меня есть хороший эксперт Игорь Румянцев, он долгое
время работал в системе земельного кадастра, в международных
организациях, в банках. Так вот он опубликовал статью,
где привел свои очень интересные расчеты. На сегодня он
оценивает количество объектов, подлежащих учету, в 290
миллионов единиц, в том числе - семьдесят миллионов земельных
участков, при том что на сегодня учтено всего пятнадцать
миллионов. Также семьдесят миллионов зданий, строений,
сооружений, порядка ста сорока миллионов помещений и десять
миллионов прочих объектов. Кроме того, по девяти миллионам
объектов нужно будет ежегодно обновлять сведения, и это
- сегодняшним четырнадцати тысячам чиновников, которые
работают в Росземкадастре! По приблизительным подсчетам,
здесь работы на сто шестьдесят лет, если не более...