Об экономической платформе, с которой пойдет партия
"Яблоко" на предстоящие парламентские выборы
в Госдуму, рассказал dp.ru зампред партии Сергей Иваненко.
Елена Земскова: Сергей Викторович, в качестве основы своей платформы
партия "Яблоко" называет идеологию социального
либерализма. Какой смысл вкладывается в это понятие?
Сергей Иваненко:
В современной политической идеологии, прежде всего в развитых
странах либерально-социальная идеология – одно из наиболее
перспективных направлений. Почти во всех западных странах
партии, которые придерживаются этой идеологии, являются
правящими. Партия "Яблоко" уже на протяжении
последних 15 лет отстаивает принципы социального либерализма,
и мы полагаем, что именно эта идеология может сыграть
ключевую роль в решении крупных задач модернизации России.
Конечно, можно работать и демонстрировать относительно
неплохие результаты в тех условиях, в которых сегодня
функционирует политико-экономическая система нашей страны,
а также, к примеру, Китая или Индии. Я имею в виду достаточно
жесткое вмешательство государства во все стороны экономической
и политической жизни, что выражается в монополизации почти
всех секторов рынка, а также фактической монополизации
политической сферы. Но при таком подходе Россия всегда
будет находиться на обочине мировых тенденций развития,
прежде всего в экономике. В лучшем случае, мы сможем стать
устойчивым поставщиком нефтегазовых ресурсов и другого
сырья, которым, к счастью, наша страна очень богата.
Если же выражаться образно, то нынешняя политическая
и экономическая система России, скорее, напоминает "Запорожец",
который ездит по плохим российским дорогам и вроде бы
все у нас нормально. Поэтому, еще раз повторю, если на
сегодняшний день не ставится задача создания современного
"автомобиля", то Россия так и останется страной,
обслуживающей развитые страны и являющейся для нее рынком
сбыта продукции.
Елена Земскова: А нет ли противоречия между словами "социальный"
и "либерализм"?
Сергей Иваненко: Социальный либерализм – это современный либерализм.
В какой-то степени его можно сравнить с соревнованиями
на "стометровке": на старте все занимают равные
позиции, а уж дальше, кто прибежит первым, тот и победил.
Неслучайно после Второй мировой войны почти все развитые
страны взяли на вооружение именно эту модель развития.
На наш взгляд, она позволяет оптимально сочетать, с одной
стороны, свободу в экономической и политической сферах,
а с другой стороны, справедливость в социальной сфере.
При этом речь не идет о том, чтобы все поделить и раздать.
С нашей точки зрения, в обществе должны быть созданы равные
стартовые условия для каждого человека, независимо от
доходов его родителей.
Поэтому в социальной сфере мы выступаем за бесплатное
и качественное образование, а также здравоохранение, а
в экономической – ставим вопрос о необходимости проведения
широкого комплекса мер по демонополизации экономики. Те,
кто уже захватил разными способами место под солнцем,
не должны мешать более перспективным людям выходить на
рынок и побеждать в честной конкурентной борьбе.
Елена Земскова: О каких мерах идет речь в части демонополизации
российской экономики?
Сергей Иваненко: Дело в том, что демонополизация экономики невозможна
без демонополизации политической сферы. На сегодняшний
день Россию сложно назвать демократическим государством
– затаптываются даже те маленькие ростки свободы и конкуренции,
которые существовали в 90-е годы. Фактически мы оказались
в условиях советского "ремейка", что выражается
в попытках воссоздания КПСС, которая отвечала буквально
за все.
В этом смысле главная задача для создания современной
экономики лежит в политической области и связана с восстановлением
основ конституции. Нельзя допускать монополизации партийного
поля, нельзя преследовать за политические убеждения и
создавать искусственные запреты для партий и общественных
организаций! В ходе свободных и честных выборов люди сами
должны определить, какая именно политическая сила представляет
их интересы.
Только на этой основе можно проводить демонополизацию
экономики. Сегодня же российский бизнес зависит только
от Кремля и только от одной партии. А значит, конкуренция
ведется уже не по стандартным европейским правилам, а
"подковерными" способами. Все зависит от того,
кто быстрее добежит до нужного кабинета в Кремле или Белом
доме.
Елена Земскова: Речь идет о демонополизации конкретных секторов
экономики?
Сергей Иваненко: Прежде всего речь идет об искусственно созданных
монополиях. А таковые у нас сегодня сформировались буквально
во всех сегментах рынка. Я думаю, сегодня на российском
рынке монополизирована даже торговля шаурмой! Монополия
есть на все, и это следствие полного смешения власти и
бизнеса. Такая ситуация возникла не случайно, речь идет
о генеральном политическом курсе, который осуществляется
в этом направлении.
К примеру, из выступлений руководства "Единой России"
мне неоднократно приходилось слышать о так называемом
государственно-частном партнерстве. С экономической точки
зрения это полный абсурд. Но есть частный бизнес, который
сегодня не может работать в России без "крыши".
А поскольку "крыша" всего одна, то и экономические
результаты соответствующие.
В конечном счете тотальная монополизация всех сегментов
рынка приводит к тому, что за приобретенный товар люди
вынуждены переплачивать в несколько раз. Ведь бизнесмен
изначально закладывает в стоимость товара сумму всех поборов,
которые ему приходится платить в карманы отдельных чиновников.
Наши граждане это очень хорошо чувствуют, исходя из слишком
большой разницы цен, которая сложилась, к примеру, в Москве
или Петербурге. Надо сказать, что по уровню цен на товары
Россия уже вошла в "пятерку" самых развитых
европейских стран. Но при этом мы не самая богатая страна
мира!
Елена Земскова: Причина в недостаточно эффективной работе ФАС
и изъянах антимонопольного законодательства?
Сергей Иваненко: Да, у нас есть Федеральная антимонопольная служба,
которую возглавляет один из руководителей партии "Яблоко"
Игорь Артемьев, и мы полагаем, что он достаточно эффективно
делает то, что может. Но сегодня главным антимонополистом
должен быть президент Владимир Путин. Потому что, как
я уже говорил, во всех секторах рынках в стране сложилась
тотальная монополия, и эту проблему невозможно решить
отдельными законодательными актами.
Мы имеем дело не с классическими видами монополий, когда
между двумя крупными предприятиями существуют определенные
договоренности. В России проблема монополий связана с
тем, что бизнес не существует вне государства, а государство
– авторитарно. Именно такое смешение власти и бизнеса
и является для нашей страны крупной политической и экономической
проблемой. Для ее решения, конечно, нужны действенные
антимонопольные меры, но главное – это добиться установления
свободной конкуренции на рынке и, прежде всего, в политике.
Елена Земскова: В связи с этим ставит ли партия "Яблоко"
вопрос о деприватизации?
Сергей Иваненко: Мы не ставим вопрос о пересмотре итогов приватизации.
Более того, считаем это неправильным и крайне опасным
для развития страны. Хотя отдаем себе отчет в том, что
в начале 90-х годов приватизация "по Чубайсу"
была несправедливой. Но сегодня мы предлагаем меры, которые,
с одной стороны, призваны восстановить справедливость
в этом вопросе, а с другой стороны, поставить в нем точку.
Частная собственность в России должна быть легимитизирована:
неважно идет ли речь о собственниках садовых участков
и квартир или владельцах крупных предприятий. Но чтобы
смягчить последствия этой полукриминальной приватизации,
мы предлагаем ввести специальный компенсационный налог
или, как его еще называют, налог на случайно полученные
высокие доходы. В свое время этот инструмент использовался
в Великобритании, где власти также столкнулись с серьезным
общественным недовольством по поводу приватизации десятка
крупных предприятий. Рыночный же характер этого налога
заключается в том, что имущество не отбирается, а просто
облагается налогом. По нему взиманию подлежит разница
между рыночной стоимостью предприятия и той суммой, за
которую оно было приобретено в момент приватизации.
Хотя в реальности российский бизнес уже платит этот налог.
Проблема в том, что он собирается в виде дани и ежеквартальных
поборов в карманы отдельных чиновников, в том числе и
тех, что пребывают в высших эшелонах власти. Необходимо
добиться того, чтобы эти деньги открыто и под жестким
контролем зачислялись в бюджет страны, а не направлялись
на решение каких-то сомнительных задач. Так что в этой
части мы не предлагаем ничего революционно-социалистического.
Елена Земскова: А как быть с естественными монополиями?
Сергей Иваненко: Само их название говорит о том, что в этом секторе
невозможно установить конкуренцию искусственными методами.
К примеру, было бы абсурдно делить на части одну нефтегазовую
трубу и заставлять конкурировать между собой разных трубопроводчиков.
В данном случае речь должна идти о создании эффективных
механизмов общественного контроля деятельности естественных
монополий. И ключевыми словами в этом смысле должны стать
прозрачность и открытость. Раз эти монополии естественны
и находятся под контролем государства, то общество должно
знать, какую прибыль они получают, куда она направляется,
какова сумма издержек и т. д. Сегодня же все естественные
монополии абсолютно закрыты, и получить какую-либо информацию
об их деятельности практически невозможно.
Елена Земскова: Необходимо ли также ужесточить контроль тарифной
политики естественных монополий?
Сергей Иваненко: В этой части также необходимо установить жесткий
общественный контроль. Сейчас тарифы формируются исходя
из внутренней стратегии самих компаний, и никто фактически
не проверяет, насколько они обоснованы. Формально за этим
следит государство, но открыто эта тема не обсуждается
в обществе. По сути, людей просто ставят перед фактом,
а значит, они выступают заложниками этой политики. Ведь
на самом деле, никто не знает, какой должна быть реальная
стоимость услуг по газо-, электро- и водоснабжению. Может
быть, в два раза меньше нынешней, а возможно, на 15% больше.
И эта закрытость естественных монополий – по сути государственная
политика. Она построена таким образом, что все проблемы
этих монополий перекладываются на плечи населения: если
у "Газпрома" или РАО "ЕЭС" что-то
не получается, мы сразу же получаем рост цен на газ или
электроэнергию. В стране нет политической оппозиции, а
значит, нет контроля и этих предприятий.
Елена Земскова: В своей программе партия также говорит о необходимости
осуществления "цивилизованного распределения национального
дохода". Что имеется в виду, какие механизмы могут
быть задействованы в этом направлении?
Сергей Иваненко: Мы считаем, что главное в экономике – это вопрос
даже не "рыбы", а "удочки". Хотя партия
также обсуждает и вопрос "рыбы". К примеру,
в стране существует явная неэффективность и несправедливость
политики оплаты труда "бюджетников". Россия
получает очень высокие доходы от продажи нефти и газа,
а у людей нет возможности принять участие в этом всеобщем
счастье повышения мировых цен на энергоносители. Этот
пробел необходимо устранить. Хотя обещать молочных рек
и кисельных берегов в данном случае точно никто не может.
Потому что при всех нынешних доходах от торговли сырьем
общий доход на душу населения в стране по сравнению с
европейскими стандартами остается достаточно низким.
Но это "рыба". А что касается "удочки",
то налицо абсолютный провал в экономической политике правительства.
В России практически ничего не делается для развития экономики
и для того, чтобы люди могли зарабатывать деньги. Я имею
в виду, в частности, отсутствие возможностей для развития
малого и среднего бизнеса. Между тем, именно создание
и оказание поддержки малым предприятиям – главная задача
для цивилизованного распределения национального дохода.
Елена Земскова: Почти все партии согласны с тем, что малый бизнес
нуждается в особой поддержке со стороны государства, но
это не влияет на реальное положение дел...
Сергей Иваненко: Да, малый бизнес – это как коммунизм, формально
против него никто не возражает. Но я приведу всего лишь
один пример. Примерно 5 лет назад мы с Игорем Артемьевым
внесли в Госдуму законопроект о семейном бизнесе. Согласно
этому документу, каждая российская семья, ежегодный доход
которой не превышает, условно говоря, 1–2 млн рублей,
должна получить право заниматься любым бизнесом. Например,
торговлей, частным извозом, репетиторством и т. д.
И представители всех этих партий, которые сейчас выступают
в поддержку малого бизнеса, не согласились с нашим предложением.
Аргумент был такой, что государство не сможет контролировать
семейный бизнес. На самом деле все выступали против малого
бизнеса и за усиление государственного вмешательства в
этот сектор рынка. Но именно это и уничтожает малые предприятия.
Нужны упрощенные схемы налогообложения таких предприятий,
а также предоставление возможностей работать независимо
от государства. Ведь малый бизнес гораздо слабее "Газпрома",
который всегда договорится с властью, а у малых предприятий
денег намного меньше. Поэтому поддержка малого бизнеса
– это и есть социально-либеральная идеология.
Елена Земскова: А в чем конкретно должна выражаться такая поддержка?
Сергей Иваненко: Давайте примем хотя бы один закон о том, что примерно
40 млн человек имеют право свободно работать и получать
доходы. И если они не превышают условной отметки 1 млн
рублей в год, то ни один государственный чиновник не должен
подходить к такому человеку близко даже на километр.
Елена Земскова: То есть малые предприятия должны быть полностью
освобождены от уплаты налогов?
Сергей Иваненко: С той ежегодной суммы дохода, о которой я говорил,
уместно платить только подоходный налог. А если доход
превышает установленную планку, то должна применяться
действующая система налогообложения. По такой схеме живут
все развитые страны – США, Германия, Великобритания. Именно
в этих странах 50–70% ВВП создается не в крупном, а в
малом бизнесе, а в России эта доля не превышает 10–15%.
По сути, мы говорим о новом независимом способе занятости,
при котором люди фактически получают только зарплату и
относиться к ним в этой ситуации как к предпринимателям,
я считаю, неправильно.
Елена Земскова: А как в партии относятся к идеям некоторых оппозиционеров
ввести прогрессивную шкалу налогообложения и налог на
роскошь?
Сергей Иваненко: Такие идеи мы не поддерживаем. Налог на роскошь
– это вообще чепуха. Его не смогли установить даже в СССР.
Ведь то, что для одного роскошь, для другого – средство
вложения капитала. В экономическом смысле слово "роскошь"
– это также нелепость. Уже сейчас действуют многие виды
налогов, которые, по сути, и выполняют роль налога на
роскошь. К примеру, есть налог на продажу золота, которое
также считается предметом роскоши. В итоге рынка продажи
и покупки золота у нас в стране просто не существует.
Многие банки регулярно пишут на эту тему обращения в Минфин
и придумывают разные схемы, позволяющие уйти от его уплаты.
Поэтому подобные предложения в основном – проявления
некомпетентности и откровенного популизма. То же самое
касается введения прогрессивной ставки налогообложения.
Лишь недавно в стране была введена единая ставка налога,
позволившая легализовать значительную часть доходов. Теперь
нам фактически предлагается вернуться назад, а значит,
уничтожить даже небольшой легальный рынок зарплат и загнать
предприятия в "тень". Это просто нецелесообразно.
В условиях нынешнего абсолютно коррумпированного государства
платить налоги по такой системе все равно никто не будет.