Система общеевропейской безопасности стала формироваться
еще в первой половине 1970-х гг. в ходе работы Совещания
по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), созванного
по инициативе СССР. С 1994 г. эта организация, объединяющая
США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие
советские республики, получила название Организации по
безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это практически
единственная европейская организация в сфере безопасности,
непосредственно занимающаяся ранним предупреждением, урегулированием
конфликтов и необходимого послекризисного восстановления.
После распада СССР и завершения идеологического противостояния
между Западом и Востоком обе стороны стремились превратить
СБСЕ (а затем и ОБСЕ) в общеевропейскую организацию, занимающуюся
поддержанием безопасности в Европе. Именно в это время
были разработаны и подписаны такие ключевые документы,
как Парижская хартия для новой Европы, ДОВСЕ, Договор
по открытому небу, декларация “О модели общей и всеобъемлющей
безопасности для Европы XXI века” и другие соглашения.
Среди всех этих документов именно ДОВСЕ носит фундаментальный
характер, так как он, с одной стороны, устанавливает в
Европе допустимые уровни тяжелых вооружений, а с другой
— вводит систему обязательных проверок и широкого обмена
военной информацией.
На рубеже истории
Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)
был подписан в Париже 19 ноября 1990 г., когда в Европе
еще сохранялось противостояние между двумя военно-политическими
блоками: НАТО — с одной стороны и Организацией Варшавского
договора (ОВД) — с другой. Противоборствующие стороны
имели приблизительно равное количество тяжелых вооружений,
т. е. боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских
систем калибра 100 мм и выше, боевых самолетов и ударных
вертолетов. На момент вступления договора в силу у НАТО
было определенное преимущество по танкам, бронированным
машинам и ударным вертолетам (на 12%, 3% и 42% соответственно),
а у стран — членов ОВД — по артиллерийским системам большого
калибра и боевым самолетам (на 3% и 26%).
Избыточность тяжелых вооружений (более 20 000 танков
и 5000 боевых самолетов с каждой стороны) была очевидной.
Считалось, что в Европе необходимо установить безопасный
и стабильный баланс обычных вооруженных сил на более низких
уровнях, а также исключить возможность внезапного начала
крупномасштабных наступательных действий.
Документ предполагает целую систему инспекций, в основном
без права отказа, и взаимное предоставление информации
о размещенных в Европе тяжелых вооружениях (организационная
структура обычных вооруженных сил; количество и места
расположения вооружений, в том числе в местах хранения
и т. п.), что исключает возможность скрытого накапливания
таких вооружений. Таким образом достигается высокий уровень
транспарентности и взаимопонимания между участниками договора.
После развала СССР не только бывшие члены Варшавского
договора, но и некоторые государства постсоветского пространства
(Прибалтика) вошли в НАТО. Договор требовал обновления,
что и было сделано в ноябре 1999 г. на стамбульском саммите
ОБСЕ. Новая версия договора предусматривает переход от
блоковой структуры договора к национальным и территориальным
уровням вооружений и техники для каждого государства-участника,
что исключительно важно для современного состояния безопасности
в Европе.
Соглашение об адаптации ДОВСЕ закрепляет достаточно высокие
национальные предельные уровни обычных вооружений. Так,
в соответствии с этим документом в европейской части России
могут размещаться не более 6350 танков и 3416 боевых самолетов,
что, наверное, избыточно для нашего государства на всю
обозримую перспективу. Тем не менее введение таких ограничений,
в первую очередь для нынешних и потенциальных членов НАТО,
и постоянный мониторинг состояния их обычных вооружений
позволяет Москве заблаговременно вносить коррективы в
Государственную программу вооружений. Это исключительно
важно и для всех европейских стран.
Но дело в том, что адаптированный договор ратифицирован
только Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной.
Стамбульский узел
На Стамбульском саммите ОБСЕ (1999 г.) помимо Соглашения
об адаптации ДОВСЕ были приняты и другие решения — в частности,
соглашения, предусматривающие расформирование российских
военных баз на грузинской территории в Гудауте и Вазиани
(к 2001 г. было выполнено), а также вывод российских вооруженных
сил из Молдавии (сохраняющуюся в Приднестровье базу хранения
вооружений неправомочно трактовать как военную базу).
Ссылаясь на то, что все эти документы были подписаны в
Стамбуле одновременно, страны — члены НАТО стали увязывать
ратификацию адаптированного ДОВСЕ с выполнением Россией
соглашений о выводе войск. Причем вывод войск из Грузии
и Молдавии представители НАТО трактуют расширительно —
от России требуют вывода и миротворческих сил вне зависимости
от их мандата (на территории Абхазии российские военнослужащие
представляют Коллективные силы СНГ по поддержанию мира,
в Южной Осетии входят в состав Смешанных миротворческих
сил, в Молдавии выполняют задачи миротворческой операция
в Приднестровье). Таким образом, Вашингтон, пользуясь
безоговорочной поддержкой со стороны государств Восточной
Европы, стремится максимально ограничить влияние Москвы
на постсоветском пространстве, в частности в Грузии и
Молдавии. Именно этим вызвано нежелание государств — членов
НАТО как ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ,
так и распространить сферу его деятельности на прибалтийские
государства. По сути, это элемент политического давления
на Москву.
В момент принятия ДОВСЕ Советский Союз во многом пошел
на односторонние уступки Западу, так как стремился построить
в Европе новую систему международной безопасности. Однако
наши партнеры воспользовались складывающейся ситуацией
и постарались максимально расширить сферу своего влияния.
Речь идет и об ускоренном движении НАТО на Восток, и о
развертывании рубежей противоракетной обороны в Европе,
и о создании военных баз на территории государств — бывших
членов ОВД. Россия глубоко разочарована такой позицией
Запада и настоятельно требует пересмотра крайне невыгодной
ей системы международных отношений. Именно поэтому президент
Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией
действия ДОВСЕ и связанных с ним международных договоров.
Конечно, Россия не собирается пугать Запад новой военной
угрозой и по-прежнему рассматривает ДОВСЕ как краеугольный
камень европейской безопасности, но любые договоры должны
соблюдаться всеми сторонами на равноправной основе. В
противном случае никакую систему международной безопасности
построить просто невозможно