В понедельник,
16 июля, Конституционный суд России признал правомочными
нормы закона о политических партиях, которые устанавливают
минимально необходимую численность партии в 50 000 человек.
Причем не менее чем в половине регионов ячейки должны включать
не менее 500 человек, а в остальных региональных отделениях
— не менее 250 человек.
Таким образом, жалобу Виктора Тюлькина, лидера ликвидированной
в мае Российской коммунистической рабочей партии, Конституционный
суд отклонил, несмотря на то что, по мнению заявителя,
оспориваемые нормы закона противоречат положениям Конституции,
закрепляющим право граждан избирать и быть избранным,
а также право на объединение и на участие в управлении
делами государства. Впрочем, было бы странно, если бы
суд решил иначе, ведь вопрос о численности партий он уже
рассматривал два с половиной года назад.
Первого февраля 2005 года Конституционный суд принял
постановление по жалобе Балтийской республиканской партии,
в котором не предопределяет ни количество партий, ни их
численный состав. Поэтому законодатель должен урегулировать
эти вопросы так, чтобы «численный состав и территориальный
масштаб деятельности политических партий не были чрезмерными
и не посягали на само существо (основное содержание) права
граждан на объединение», руководствуясь при этом принципами
«разумной достаточности» и «соразмерности».
Все это относилось к норме о минимальной десятитысячной
численности партий (до января 2006 года действовали такие
«расценки»), ее Конституционный суд признал «не препятствующей
реализации права граждан на объединение». Теперь то же
самое признано вполне законным применительно к пятидесятитысячному
минимуму.
Это решение суда одобрил представитель президента в Конституционном
суде Михаил Кротов: «Увеличение минимальной численности
партий не способствовало становлению однопартийной системы
в стране». И, разумеется, постановление не одобрили оппозиционные
политики и лидеры ликвидированных из-за недостаточной
численности партий — Виктор Тюлькин и республиканец Владимир
Рыжков (он назвал решение «позорным» и связанным с «лояльностью
суда к Кремлю»).
Впрочем, дело может быть и не в «лояльности». С одной
стороны, когда над каждой «непослушной» партией висит
карающая рука «Росликвидации» (так ехидно окрестили Росрегистрацию),
отрицательный ответ на вопрос, являются ли «соразмерными»
и «разумными» нынешние нормы минимальной численности,
очевиден. Кстати, в большинстве европейских стран ограничений
на численность партий или вовсе нет, или они ничтожны
по сравнению с российскими. И ничего, кроме усмешки, не
вызывают утверждения Михаила Кротова типа «Закон вывел
на политическую арену реально действующие, а не искусственно
созданные партии». В первую очередь «искусственно созданной»
является самая многочисленная партия в стране — «Единая
Россия». А назвать «реально действующими» такие зарегистрированные
партии, как «Партия мира и единства» или «Партия возрождения
России», язык не поворачивается.
С другой стороны, в Конституции о партиях действительно
практически ничего нет. Есть общие слова о праве граждан
объединяться и участвовать в управлении делами государства.
В этой ситуации очевидный с позиции здравого смысла вопрос
о численности партий становится не правовым, а политическим,
поэтому и не решаемым в Конституционном суде. Как и вопрос
о «высоте» избирательного барьера. Нельзя сказать: 10
тысяч членов партии — конституционно, а 50 тысяч — уже
нет. Или: 5-процентный барьер на выборах соответствует
Конституции, а 7-процентный не соответствует…
А нынешние нормы закона о партиях — это очевидное следствие
политической целесообразности. «Единая Россия» кроила
эти правила под себя, и изменить их можно только политическим,
а не судебным путем. Это, впрочем, касается не только
численности политических партий.