- Не
знаю уж, порадуете вы нас или опечалите, но начнем с последних
сводок с фронта жилищного законодательства. Изменения и
поправки были внесены в декабре, и они могут стать грандиозным
сюрпризом для всех жителей РФ...
Галина Хованская:
К сожалению, это не очень веселый сюрприз, как ни хотелось
бы сообщать только приятные новости. Речь идет о выборе
способа управления нашими домами, в первую очередь многоквартирными,
- это касается в основном жителей городов и поселков.
Многие помнят, что в конце ноября пресса сообщила, что
дается отсрочка на год, то есть вы имеете возможность
подумать год, какой способ управления вашим домом выбрать
и какую конкретную управляющую компанию привлечь в дальнейшем
для предоставления такого рода услуг.
- С этой историей недавно ознакомились все, и вдруг
на всех подъездах появились объявления самого разного
содержания, начиная с запугивания граждан ЖЭКом, в который
нужно было немедленно зайти и написать заявление в пользу
каккого-то ООО "Амур", - иначе обещали очень
большие неприятности. Люди, не понимая, что происходит,
ходили на какие-то собрания, но в итоге чувствовали, что
проиходит нечто нехорошее. А потом вдруг - раз! - СМИ
сказали: не волнуйтесь, только через год это нехорошее
вас настигнет. А пока можете расслабиться...
Галина Хованская: Расслабиться, подумать и принять
взвешенное решение. Действительно, 22 ноября Дума приняла
в первом чтении - а это одобрение идеологии, концепции,
самого смысла изменений, - поправку, что собственникам
дается год на принятие решений. А потом произошло удивительное,
что практически не должно происходить во втором чтении.
Во втором чтении обычно рассматриваются поправки; можно
корректировать, но не менять сам смысл законопроекта.
К сожалению, эту отсрочку нам Госдума не предоставила.
То есть как был окончательный срок - 1 января 2007-го
года, таким он и остался. А вот кому дали отсрочку? Отсрочку
как раз предоставили властям: теперь провести конкурс
местная власть должна не позднее 1 мая 2008-го года. Хороший
срок предоставлен властям на проведение конкурса! Ну а
конкретные сроки в отношении каждого муниципального образования
будет определять законодательный орган власти субъекта
Федерации: в Москве - Мосгордума, в области - Московская
областная дума и так далее. Они определят сроки начала
и завершения проведения конкурсов. Говорится, что в зависимости
от готовности конкретного муниципального образования к
данной операции.
- Значит, несколько месяцев назад наши слушатели вздохнули
с облегчением. В отношении же "непонятно чего",
что должно настигнуть наших собственников, тоже существуют
разные соображения, и одно из них состоит в том, что в
принципе никакого стороннего управления нет и быть не
может, потому что для того, чтобы чем-то управлять, нужно
иметь деньги и специалистов. И что по сути дела это закамуфлированная
передача домов из одних рук в другие, как раньше деревеньку
на оброк... Итак, люди успокоились рано: во втором чтении
этот момент из законопроекта исчез...
Галина Хованская: Да. Смысл законопроекта изменился.
- А как технически это произошло?!
Галина Хованская: Есть лоббисты, которые руками
некоторых депутатов проводят такие поправки. В нашем случае
это одни из разработчиков Жилищного кодекса.
- А кто у нас его разрабатывал?
Галина Хованская: Ну, например, фонд "Институт
экономики города", который возглавляет Надежда Борисовна
Косарева.
- А чем руководствовался фонд?
Галина Хованская: Я хотела бы, чтобы этот вопрос
был задан Надежде Борисовне Косаревой, но хотела бы изложить
свою позицию. Можно было, конечно, давать отсрочку властям,
но в первую очередь нужно было подумать о собственниках.
Такими изменениями собственникам практически выразили
недоверие, сказав им, что они не способны принять решение.
Хотя ситуация очень разная по разным домам, городам, и
степень готовности - тоже разная... (1)
- Итак, поправки в жилищное законодательство совершенно
внезапно обрели другой смысл. Но какова логика того же
фонда "Институт экономики города", трансформировавшего
их?
Галина Хованская: Не знаю; возможно, надеялись,
что поправки подтолкнут местные власти. Практически же
они их не подтолкнули, а расслабили. Я еще раз говорю:
другое дело, если бы в эти поправки были внесены конкретные
сроки, в которые власть должна оформить землю и весь имущественный
комплекс, сформировать перечень общего имущества дома,
подготовить техническую документацию, принять на себя
обязательства по не произведенному капитальному ремонту
и, если речь идет о передаче старого дома, который многие
годы не ремонтировался; сделать еще ряд шагов на законодательном
уровне. Эти шаги касаются случаев, когда сами граждане
решают создать товарищество вместо подозрительного ООО
"Ромашка" с тремя приехавшими неизвестно откуда
гражданами и уставным капиталом десять тысяч рублей. И
это мера ответственности за огромный дом, который стоит
даже не десятки миллионов рублей, а гораздо больше!
- Вы теоретически правильно описываете ситуацию. Но
где же на это взять денег?
Галина Хованская: Подозреваю, что разработанное
правительством постановление под номером 75 о порядке
проведения конкурса стало поводом для обид разработчиков:
бумага год лежит и не работает. Но такие процессы не происходят
скачком! Нам, собственникам, чтобы осознать необходимость
принятия решения, понадобился год. Власти, чиновники еще
более медлительны, - у собственников-то свой интерес.
- То есть люди из фонда "Институт экономики города"
из самых благих пожеланий решили разбудить собственника
эдаким пинком, чтобы люди просто начали шевелиться?
Галина Хованская: Но на сегодняшний день нас просто
испугали, потому что несмотря на изменения в Жилищном
кодексе, даже если вы и выбрали товарищество, вам все
равно придется как минимум год терпеть навязанную компанию.
А что произойдет за этот год при практическом отсутствии
контроля над управляющими организациями? Об этом ведь
тоже нужно сказать...
- При отсутствии контроля управляющая организация
может просто-напросто обанкротиться. А мы уже видели ситуации
с дольщиками, когда компания в масштабе страны брала на
себя некие финансовые обязательства, а затем - бац! -
смотришь - а она банкрот.
Галина Хованская: Конечно, масштабы проблем дольщиков
велики, но тема, о которой мы говорим, касается десятков
миллионов россиян. Это касается практически всех, возможно,
за исключением владельцев десяти процентов жилищного фонда.
- И если найдутся такие же ушлые и шустрые товарищи
от управления имуществом, как нашлись ушлые и шустрые
строители (наверняка найдутся), то обмануты будут не двести
- пятьсот тысяч человек, а гораздо больше. Получается,
владельцам квартир управление навязывается напрямую, но
при этом у госчиновников, которые должны были составить
имущественный комплекс, описать его и передать, голова
об этом совершенно не болит?
Галина Хованская: Дело в том, что собственникам
навязывали решение в форме заочного голосования (это была
жуткая фикция, но тем не менее решение о выборе способа
управления навязали, провели). При этом заодно навязали
то, что не должны были навязывать до 1 января 2007 года
- конкретную управляющую компанию, которая нравится данному
главе местного самоуправления. Они не сосредоточились
на оформлении имущественного комплекса, не озаботились
законодательными инициативами, чтобы не ставить собственников
жилья в тяжелое положение, а пошли по пути наименьшего
сопротивления... (2)