[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Стратегические попрошайки
Нью-Васюки на Нью-Васильевском острове построят на деньги петербуржцев
"Новая Газета - Санкт-Петербург", 18 июня 2007 года   

Компания «Морской фасад» готовит заявку в Инвестиционный фонд – ее руководители просят бюджетного финансирования не только на строительство морского терминала (он и сейчас частично оплачивается из федеральной казны), но и на реализацию всего проекта «большой намыв».

На прошедшем Петербургском экономическом форуме буклет «Морского фасада» раздавался в павильоне Инвестиционного фонда и был заботливо снабжен «фондовским» заголовком. Подача заявки планируется на осень. Что ж, прогнозы сбываются – именно такое развитие событий и предсказывала «Новая» два года назад, когда проект только начинал обсуждаться.

Остров за 10 тысяч рублей

Тогда, помнится, многие удивлялись: как компания, уставный капитал которой — 10 тысяч рублей, не имеющая на своем счету ни одного построенного объекта, смогла получить такие неслыханные преференции от городских властей? Почему по первой же просьбе «Морского фасада» ему тут же дали возможность реализации столь масштабного проекта, кардинально меняющего вид не только Васильевского острова, но и всей западной оконечности Петербурга? Почему все пожелания «фасадовцев» немедленно выполнялись администрацией, которая к тому же наделила компанию, чьи учредители находятся на Кипре, статусом «стратегического инвестора»? Наконец, на какие деньги этот «стратегический инвестор» собирается строить — с учетом упомянутой величины уставного капитала, — если стоимость всего проекта оценивалась не менее чем в два миллиарда долларов?

«Деньги на этот, бесспорно, окупаемый проект дадут зарубежные инвесторы, — уверяли в ответ представители Смольного. — «Морской фасад» — это лишь посредник, за которым стоят крупные компании, готовые вложить средства в намыв новой территории и строительство на ней. А создание новых фирм специально для реализации проекта — обычная практика».

Что ж, подобная практика — создания фирм-однодневок со смехотворным уставным капиталом — действительно существует. Но чаще всего так поступают, когда не уверены в том, что смогут выполнить взятые на себя обязательства. Например — вернуть взятые кредиты. Или когда, напротив, абсолютно уверены в том, что выполнять их в принципе не будут…

Заметим, что представители «посредника», во-первых, категорически отказывались называть «крупные компании», готовые вложить деньги, а во-вторых, столь же категорически отказывались раскрывать источники финансирования, заявляя, что все станет известно «в свое время».

Будьте моим инвестором

Летом 2006 года это время пришло: городское правительство разработало целевую программу (а осенью Законодательное собрание ее утвердило), по которой «Морской фасад» строит порт за шесть с лишним миллиардов рублей, а потом город выкупает у него «объект» и еще переплачивает 870 миллионов рублей. Иначе говоря, никаких других «инвесторов», кроме петербуржцев, строительство не предусматривает. К тому же у горожан никто не спрашивал, хотят ли они делать такие «инвестиции».

С портом все стало ясно — неясным оставался вопрос о том, кто все-таки будет платить за намыв огромной территории в 477 гектаров, из которых собственно порт занимает только 30 гектаров, и за строительство жилых домов и офисных зданий? Ведь если даже предположить, что построенное на намыве будет пользоваться спросом — сперва это надо построить, вложив гигантские суммы. Да и со спросом, что называется, есть вопросы: сверхдорогое жилье на «новой земле» собираются строить уже через полгода после намыва, рассказывая горожанам сказки про чудодейственные «новые технологии», позволяющие-де это делать. Много ли найдется желающих рискнуть, покупая квартиры в такой зоне?

«И эти деньги возьмут из бюджета: либо напрямую, либо — через гарантии по кредитам, — предсказывали критики проекта. — Никаких инвесторов, которые стоят в очереди, стремясь вложиться в проект, нет и не будет. Все это уже проходили — когда строили РАО «ВСМ» и Ледовый дворец. Там тоже все начиналось с уверений об окупаемости проекта и его бесплатности для города, а заканчивалось тем, что бюджет в той или иной форме должен был платить за его реализацию».

Прогнозы начали оправдываться уже летом 2006 года, когда «Морской фасад» подал заявку в Инвестиционный фонд, желая получить 600 миллионов рублей для «разработки проектно-сметной документации строительства конгресс-центра» на намыве. Остальные 300 миллионов рублей намывщики милостиво соглашались найти сами. Заметим, что речь шла даже не о строительстве, а только о разработке ПСД. Однако комиссия Минэкономразвития им отказала — заявив, что такой проект должен быть реализован исключительно на коммерческой основе, без всякого государственного «вспомоществования».

Не стой на пути у намыва бабла

И вот теперь «Морской фасад» готовит вторую попытку подключения к карману Инвестиционного фонда.

В упомянутом красочном буклете не жалеют слов, расписывая «один из самых амбициозных (любимое словечко питерской администрации. — Прим. авт.) инвестиционных проектов России», стоимость которого сегодня оценивается авторами в 78 миллиардов рублей. Тут вам и будущие «6 миллионов квадратных метров недвижимости», и «впечатляющий фасад Петербурга со стороны моря», и «огромный шаг навстречу новым стандартам жизни и экономическому благополучию города», и «органичное интегрирование создаваемого общественно-делового центра в городскую ткань Васильевского острова» (притом что Васильевский, как недавно рассказывала «Новая», при реализации проекта ожидает печальная судьба). И даже Западный скоростной диаметр, оказывается, «обеспечит удобную транспортную связь новых районов с историческим центром» (притом что ЗСД ведет на севере в Приморский район, а на юге — через торговый порт в Шушары)… В общем, полные Нью-Васюки.

Между тем положение об Инвестиционном фонде предусматривает отбор проектов на принципах безубыточности, «разделения рисков государства с частным капиталом» и «сбалансированности государственных и частных интересов участников инвестиционного проекта». Среди критериев отбора также «наличие положительных социальных эффектов» и «обоснование невозможности реализации проекта без государственной поддержки». Но в случае с намывом все эти условия заведомо не выполнены!

О «безубыточности» говорить не приходится, о «сбалансированности интересов» — тоже: выгоды от проекта получает только «Морской фасад», но никак не город. «Частный капитал» не рискует ничем — весь риск берет на себя бюджет, либо городской, либо федеральный. Социальный эффект — с учетом чудовищной перегрузки инфраструктуры Васильевского острова и появлением нового жилья перед окнами тех, кто когда-то специально покупал квартиры с видом на Финский залив, — очевидно негативен…

Единственное выполненное условие получения денег из Инвестфонда — это невозможность реализации проекта без государственной поддержки. Что называется, кто бы сомневался, что перед нами не «стратегические инвесторы», а «стратегические попрошайки», рассчитывающие на бюджетные деньги. Но почему им оказывается такая поддержка?

«Смешные ребята какие: пытаются остановить намыв бабла!» — радостно гогоча, комментировал в конце 2005 года депутат ЗакСа (ныне — вице-спикер) Сергей Анденко попытку «Демократической фракции» не допустить намыва. Видимо, масштабы «намыва бабла» на Васильевском таковы, что обеспечивают проекту поддержку властей.

«А что, там работают родственники губернатора?» — поинтересовался у питерских журналистов представитель одного из регионов, приехавший на Экономический форум. Ему в подробностях рассказали об истории намыва, и у опытного чиновника почему-то возникло именно такое объяснение происходящего…

"Новая Газета - Санкт-Петербург", 18 июня 2007 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский 
 
Градостроительство и землепользование 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]