Недавно мы отметили День Победы. И так уж повелось, что
этот праздник был, есть и остается связанным с историей
нашей страны. И практически столько, сколько он существует,
по поводу и Второй мировой войны как основного для нашей
страны события ХХ века, и самого ХХ века ведутся дискуссии:
как об этом рассказывать. Как об этом рассказывать тем
поколениям, которые это не застали, как интерпретировать.
Существуют совершенно разные исторические школы. Первая
школа говорит, что ХХ век - это эпоха красных преступлений,
это век большевистской чумы и тоталитарного пленения.
Вторая школа говорит, что это эпоха социальных преобразований.
Да, были жертвы, но была также и великая победа, и выдающиеся
достижения индустриализации, науки, и социальный рывок
страны.
- Я хотел бы подискутировать с нашими гостями не о
том, было или не было, красное или белое, а о том, как
мы должны подходить к преподаванию истории, как о ней
рассказывать нашим детям. Ведь история - это не просто
сказка, а история - это фундамент, на котором строится
настоящее и формулируется будущее.
В студии «Маяка» - доктор исторических наук, депутат Государственной
Думы от фракции «Справедливая Россия» Наталия Алексеевна
Нарочницкая и заслуженный учитель России, председатель
комиссии по науке и образованию Московской городской думы
Евгений Абрамович Бунимович
(фракция «Яблоко - объединенные демократы»).
Первый и, наверное, главный вопрос. Должна ли история
преподаваться свободно во всем многообразии фактов и подходов?
Или все-таки государство должно делать упор на той интерпретации
истории, которая государству выгодна?
Наталия Нарочницкая: Я не согласна с самой постановкой. Безусловно,
мы должны историю преподавать во всей ее многообразности.
Но мы должны прежде всего не забывать, что образование
неотделимо от воспитания. И мы должны воспитывать людей,
сопричастных истории своего Отечества, что означает вовсе
не идеологическую привязанность к сегодняшнему дню, к
конкретному этапу в жизни государства. Это означает жгучее
чувство сопричастности всей многовековой истории Отечества,
его будущему. А сегодняшний этап может даже и не нравиться,
но это человека с подлинным национальным самосознанием,
с приверженностью к собственному Отечеству не отринет
от сегодняшнего дня, даже если он с жестокой критикой
к нему относится.
- Эта мысль часто звучит: преподавать историю во всей
ее разнообразности. Казалось бы, простые слова. А Ленин
- преступник или спаситель России? Власов во время войны
- предатель Родины или человек, который пытался поднять
восстание против Сталина, как его Солженицын пытался описать?
Вот вам разнообразность истории. Что преподавать из этих
подходов?
Наталия Нарочницкая: Это не разнообразность. Это интерпретация
фактов. А разнообразность - это показать, как история
твоей страны, твоей Родины в огромном клубке противоречий
с другими странами вписывается в историю мировую, в чем
ее неповторимый вклад, в чем она согрешила, а в чем она
дала ту же ценность.
Так вот историк, конечно, обязан подняться несколько выше
и судить даже о том времени, в котором он живет, не изнутри
своей комнаты и камеры, а панорамно. Нельзя, даже жестко
отрицая что-то, тем не менее отрекаться, потому что надо
нести бремя собственной истории со всеми ее грехами, достоинствами,
взлетами, падениями, заблуждениями, подъемами. И вы совершенно
правы, да, революционный проект, на мой взгляд, это большая
трагедия, это вызов замыслу христианства в России и мире.
Но нельзя же при этом, как считающие себя белыми, монархистами,
говорить, что в течение всего ХХ века люди тут были пособниками
дьявола. Не может ни человек, ни общество быть только
отрицательным. Человек, личность и нация одновременно
и грешат, и добродетельствуют, совершают подвиги, совершают
падения.
- Как мы, взрослые, можем рассуждать на эту тему -
понятно. Но мы же говорим об учебниках, о том, как это
детям преподавать. Евгений Абрамович, ваша точка зрения?
Евгений Бунимович: Мне тоже кажется, что мы пока в нашем разговоре
в некотором смысле сводим счеты сами с собой, мы думаем
о взрослом взгляде на историю. Я как раз перед 9 мая открыл
книжечку довольно симпатичную, которая называлась «День
Победы». И я так понимаю, возраст адресатов пособия -
где-то первый класс. Она, кстати, довольно симпатично
сделана, с хорошими рисунками, вполне выдержана, там нет
никаких зашкаливаний ни в одну, ни в другую сторону: действительно
победа, все понятно, по-моему. Но это нам кажется, что
все понятно. Я открываю первую страницу, и там написано:
9 мая 1945 года Советский Союз победил фашистскую Германию.
И первоклассник, рассказывает мне учительница, спрашивает:
«А что такое Советский Союз? А какая Германия? Вот у меня
брат старший ездил в Германию, ему там очень понравилось».
Мы когда рассказываем, что мы победили Германию, каждый
раз для каждого нового поколения надо все объяснить сначала.
Когда Наталия Алексеевна говорит обо всем многообразии,
я с ней абсолютно согласен, но я думаю, что в 7 лет мы
не можем дать все многообразие Советского Союза, а хотя
бы объяснить, что было такое государство.
Но здесь нужно разделить две вещи. Вы сказали не случайно
слово «идеология» в самом начале. Конечно, школа не может
быть избавлена от идеологии, это абсурд. Но я хочу напомнить,
поскольку мы оба законодатели, что у нас школа отделена
от политики. В законе об образовании прямо написано, что
запрещается деятельность в школе политических организаций,
общественно-политических организаций и так далее. Мне
кажется, во-первых, не надо абсолютизировать учебник.
Я могу вам сказать, что я сам учился во 2-й математической
школе московской. Учительница истории в советское время
говорила так: «Закройте, пожалуйста, тетради. А теперь
я вам расскажу, как это было на самом деле».
- А вы уверены, что она рассказывала правду?
Евгений Бунимович: Нет. Я не говорю сейчас о том, что это было
все абсолютно правильно, но по крайней мере мы понимали,
что есть разные взгляды. Я просто говорю о том, что влияние
учителя, вообще его преподавание не так прямо коррелирует
с учебниками. Что такое в учебнике, это важно Грызлову,
вот он сейчас сказал, что нужно срочно выяснить, что написано
в учебнике истории.
- А вам не важно, что в учебнике?
Евгений Бунимович: Вы знаете, в меньшей степени. Это было важно
Касьянову, который возмущался, когда он был премьер-министром,
что там мало хорошего написано про Путина. Теперь он,
видимо, другое уже думает. Мне важно, чтобы была возможность
действительно широкого взгляда на нашу историю - абсолютно
правильно, со всей сопричастностью.