[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Программу ведет Олег Чертков. Гость: Евгений Бунимович
Наследие советского авангарда
Радио России , 4 апреля 2007 года   

Некоторое время назад заслуженный учитель России, председатель Комиссии Мосгордумы по образованию Евгений Абрамович Бунимович выступил в защиту детских парков. Чем было вызвано беспокойство, удалось ли что-нибудь сделать, и вообще, что представляют собой детские парки, в чем их ценность?

Евгений Бунимович: Сейчас все, что относится к детским паркам, находится в относительном порядке. Непорядок - в документах, подготовленных правительством Российской Федерации по этим вопросам, который чреват большими проблемами. Проблема самих парков возникла в 90-е годы. И то, что мы можем иметь слабое разумение о том, что представляет собой детский парк, говорит лишь о рутинности нашего взгляда на образование.

Урок - перемена - это лишь часть образования; на самом деле, когда ребята идут куда-то, например, в театральную студию, где сидят ночами, готовясь к спектаклю, - это и есть очень серьезное образование. Точно так же в период достаточно авангардных реформ, которые были в советском образовании в 20-е годы, - и многое было действительно интересно, - появилось такое понятие как детский парк. Это небольшая природная зона (не нужно представлять себе Парк культуры и отдыха имени Горького или Измайловский парк); это маленький парк, но в этой зоне есть какие-то живые уголки, где, например, биологи занимаются с ребятами всем, что связано с животными. Но не как в зоопарке: не кормить, руками не трогать, в клетку не входить... Вот эти парки и появились в период советского аванграда, когда было много бреда, но было и много интересного.

Между прочим, самое смешное: эта идея, которая возникла у нас, давно уже, только в разумном плане, взята другими странами. Так же, например, как дом культуры, явление, которое во Франции прекрасно развивается, а у нас торгует мебелью и Бог знает чем, вместо того чтобы быть домом культуры. То же самое с детскими парками. В детских парках были не только экологические программы. Там могли быть спортивные программы, любые кружки, но самое главное - то, что было связано не только с помещением, но и с пространством.

Прежде всего - все, связанное со спортом, биологией, экологией. Например, детский парк Фили, который я в свое время активно защищал, когда у него были реальные проблемы и он мог просто исчезнуть с лица московской земли; там совершенно замечательная конно-спортивная секция, причем бесплатная. Представляете, в центре Москвы бесплатно можно кататься на лошадях.

И еще одна особенность, которая тоже грозила исчезнуть: конечно, не зоопарк, а такой живой уголок: куры, утки, кролики... Не жирафы или антилопы, которых наши городские дети вряд ли могли бы увидеть, выехав из Москвы, а те наши животные, которых в деревне видят все. Здесь же, в городе их не видит никто. И когда я стал разбираться, оказалось, что у них даже довольствия нет. Как же вы выживаете, чем их кормите? - спрашиваю. - А все окрестные жители приносят корм, - отвечают мне. - И заодно смотрят, что именно какое животное ест. И таких вещей много...

И все же проблема детских парков достаточно остра. Детские парки непонятным образом исчезли из списка образовательных учреждений. Евгений Бунимович уверен: за кажущимся пробелом в чиновничьем документе стоит гигантская проблема возможного полного уничтожения детских парков на всей территории страны...

Евгений Бунимович: Была охота и за детскими садами, и за школами, хотя школы мы вроде бы удержали все, даже здания школ, которые были не особенно заполнены, - мы нашли варианты. И теперь мы уже охотимся на тех, кто охотился на детские сады. А вот с учреждениями дополнительного образования ситуация гораздо сложнее.

- Для чиновника факт необходимости их существования неочевиден?

Евгений Бунимович: Это первое, но даже не только это. Здесь есть гораздо более тонкая игра. В Москве есть программа реконструкции школ довоенной постройки. Вы, наверное, заметили, что часто учреждение закрывается на реконструкцию, а когда открывается - там уже что-то совершенно другое? Так вот со школами так, слава Богу, не получилось и, думаю, не получится: у нас уже достаточно сил, чтобы этого не получилось. Мы переводим это образовательное учреждение в другое здание, но поскольку школа - это обязательное образование, дети, учительский коллектив, они все равно придут в отреставрированное или вновь построенное здание. И все равно школа там будет. Совсем иное происходит с учреждениями дополнительного образования...

Радио России , 4 апреля 2007 года   

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Прослушать запись беседы

Евгений Бунимович на сайте "ЯБЛОКА"  
Сайт Евгения Бунимовича 
Политика в области образования 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]