Некоторое время назад заслуженный учитель России,
председатель Комиссии Мосгордумы по образованию Евгений
Абрамович Бунимович выступил в защиту детских парков.
Чем было вызвано беспокойство, удалось ли что-нибудь сделать,
и вообще, что представляют собой детские парки, в чем
их ценность?
Евгений Бунимович: Сейчас все, что относится к детским паркам,
находится в относительном порядке. Непорядок - в документах,
подготовленных правительством Российской Федерации по
этим вопросам, который чреват большими проблемами. Проблема
самих парков возникла в 90-е годы. И то, что мы можем
иметь слабое разумение о том, что представляет собой детский
парк, говорит лишь о рутинности нашего взгляда на образование.
Урок - перемена - это лишь часть образования; на самом
деле, когда ребята идут куда-то, например, в театральную
студию, где сидят ночами, готовясь к спектаклю, - это
и есть очень серьезное образование. Точно так же в период
достаточно авангардных реформ, которые были в советском
образовании в 20-е годы, - и многое было действительно
интересно, - появилось такое понятие как детский парк.
Это небольшая природная зона (не нужно представлять себе
Парк культуры и отдыха имени Горького или Измайловский
парк); это маленький парк, но в этой зоне есть какие-то
живые уголки, где, например, биологи занимаются с ребятами
всем, что связано с животными. Но не как в зоопарке: не
кормить, руками не трогать, в клетку не входить... Вот
эти парки и появились в период советского аванграда, когда
было много бреда, но было и много интересного.
Между прочим, самое смешное: эта идея, которая возникла
у нас, давно уже, только в разумном плане, взята другими
странами. Так же, например, как дом культуры, явление,
которое во Франции прекрасно развивается, а у нас торгует
мебелью и Бог знает чем, вместо того чтобы быть домом
культуры. То же самое с детскими парками. В детских парках
были не только экологические программы. Там могли быть
спортивные программы, любые кружки, но самое главное -
то, что было связано не только с помещением, но и с пространством.
Прежде всего - все, связанное со спортом, биологией,
экологией. Например, детский парк Фили, который я в свое
время активно защищал, когда у него были реальные проблемы
и он мог просто исчезнуть с лица московской земли; там
совершенно замечательная конно-спортивная секция, причем
бесплатная. Представляете, в центре Москвы бесплатно можно
кататься на лошадях.
И еще одна особенность, которая тоже грозила исчезнуть:
конечно, не зоопарк, а такой живой уголок: куры, утки,
кролики... Не жирафы или антилопы, которых наши городские
дети вряд ли могли бы увидеть, выехав из Москвы, а те
наши животные, которых в деревне видят все. Здесь же,
в городе их не видит никто. И когда я стал разбираться,
оказалось, что у них даже довольствия нет. Как же вы выживаете,
чем их кормите? - спрашиваю. - А все окрестные жители
приносят корм, - отвечают мне. - И заодно смотрят, что
именно какое животное ест. И таких вещей много...
И все же проблема детских парков достаточно остра.
Детские парки непонятным образом исчезли из списка образовательных
учреждений. Евгений Бунимович уверен: за кажущимся пробелом
в чиновничьем документе стоит гигантская проблема возможного
полного уничтожения детских парков на всей территории
страны...
Евгений Бунимович: Была охота и за детскими садами, и за школами,
хотя школы мы вроде бы удержали все, даже здания школ,
которые были не особенно заполнены, - мы нашли варианты.
И теперь мы уже охотимся на тех, кто охотился на детские
сады. А вот с учреждениями дополнительного образования
ситуация гораздо сложнее.
- Для чиновника факт необходимости их существования
неочевиден?
Евгений Бунимович: Это первое, но даже не только это. Здесь есть
гораздо более тонкая игра. В Москве есть программа реконструкции
школ довоенной постройки. Вы, наверное, заметили, что
часто учреждение закрывается на реконструкцию, а когда
открывается - там уже что-то совершенно другое? Так вот
со школами так, слава Богу, не получилось и, думаю, не
получится: у нас уже достаточно сил, чтобы этого не получилось.
Мы переводим это образовательное учреждение в другое здание,
но поскольку школа - это обязательное образование, дети,
учительский коллектив, они все равно придут в отреставрированное
или вновь построенное здание. И все равно школа там будет.
Совсем иное происходит с учреждениями дополнительного
образования...