Иранский кризис по всем признакам близится к развязке.
Политика Москвы подробно анализировалась мною на "Гранях"
и в опубликованной в последнем номере "Индекса безопасности"
(#1, 2007) полемике с Алексеем Арбатовым.
Недавний скандал вокруг оплаты Ираном строительства атомной
электростанции в Бушере вызвал, однако, массу комментариев
в западных СМИ об "изменении" российской позиции
в отношении иранского ядерного проекта и ее "сближении"
с американской и европейской.
Так, New York Times сообщила, что российские официальные
лица предупредили Иран, что поставки ядерного топлива
не будут возобновлены, пока Иран не откажется от cобственной
программы обогащения урана.
Не успела высохнуть типографская краска на этом комментарии,
как министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заклеймил
его как blatant disinformation - наглую дезинформацию,
призванную омрачить традиционо дружественные российско-иранские
отношения.
Действительно, конфликт относительно оплаты возник скорее
всего не по высоким политическим мотивам, а из-за проблем
с откатами, которые сопровождают практически все крупные
российско-иранские сделкию Кто-то из российских высших
чиновников не получил, видимо, своей доли.
Возмущение г-на Лаврова по поводу комментария в New York
Times было вполне искренним, хотя и несколько простодушным.
Оно еще раз подтвердило, что дальнейшее продвижение Ирана
по пути к обладанию ядерным оружием вполне устраивает
Москву.
Наилучший сценарий развязки иранского ядерного кризиса
для Москвы - это израильский или/и американский превентивный
удар по иранским ядерным объектам.
Во-первых, иранская ядерная бомба вовсе не нужна России.
В конце концов, Иран - единственное в мире государство,
имеющее официальные территориальные претензии к России
(часть каспийской акватории).
Во-вторых, все негодование исламского мира будет направленно
против Израиля и США, что также устраивает Москву, которая
непременно выразит своё негодование очередным попранием
общепризнанных норм международного права.
И last but not the least - ответным ударом Иран наверняка
уничтожит саудовские нефтяные платформы и блокирует Ормузский
пролив. Экспорт нефти с Ближнего Востока на какое-то время
прекратится.
Чекистско-нефтяное окружение Владимира Путина уже потирает
руки в предвкушении этого сценария. Десять-пятнадцать
человек, которые правят сегодня Россией (Политбюро-2007),
по совместительству также владеют ею. Они "еще немножечко
шьют", контролируя финансовые потоки нефтяных и газовых
компаний-гигантов. Какой будет цена на нефть? 200 долларов,
300 долларов за баррель? Слишком многое в их жизни - стабильность
режима, их роль на мировой арене и, наконец, личное богатство
- зависит от одной цифры - числа долларов за баррель нефти.
И они не будут повторять ошибку советских вождей и пассивно
ждать падения нефтяных цен. Тем более что у них в распоряжении
достаточно рычагов влияния на ситуацию на Ближнем Востоке.
Все шаги Москвы в последние годы в ее иранской политике
подталкивают события именно в этом направлении. Блокируя
или выхолащивая до незначительных мер резолюции по Ирану
в Совете Безопасности, Москва позволяет Ирану безболезненно
продолжать свою ядерную пограмму.
Поставка Ирану ракетных установок "Тор-М1"
и переговоры о возможной поставке более современных комплексов
по существу подталкивают Израиль к форсированному военному
решению проблемы. После того как российские зенитные установки,
прикрывающие иранские ядерные объекты, будут полностью
развернуты, израильский удар окажется заведомо невыполнимой
военной операцией. Но альтернатива превентивному удару
- это ядерное оружие и средства его доставки в руках человека,
столь же глубоко и страстно убежденного в необходимости
окончательного решения еврейского вопроса, как и покойный
канцлер Германии Адольф Гитлер. Она совершенно неприемлема
для еврейского государства, и, если Иран не остановит
свою ядерную программу, такой удар скорее всего будет
нанесен.
В иранском руководстве есть умеренные круги, готовые
вести переговоры об отказе от промышленного обогащения
урана в обмен на гарантированные международные поставки
ядерного топлива. Но недавний скандал с Россией относительно
оплаты за строительство Бушера резко ослабил их позиции.
Москва ведь не требовала остановить обогащение урана,
обещая возобновить поставки топлива только в случае отказа
Ирана от этой программы. Такая постановка вопроса была
бы конструктивной и сыграла бы на руку умеренным.
Но министр Лавров с негодованием отверг такую трактовку
конфликта, сведя его к недоразумению по поводу оплаты.
Иран выплатил требуемые деньги, и поставки возобновляются.
Вывод из этого эпизода иранский истеблишмент сделал решительно
в пользу продолжения своего ядерного проекта. Влиятельная
газета "Резалат" писала: "Поведение русских
- это лучший аргумент в пользу того, чтобы Иран настаивал
на собственной программе промышленного обогащения урана.
Мы не можем тратить миллиарды долларов на строительство
АЭС, а потом умолять кого-то поставить нам топливо".
Что же касается мотивов российского поведения, то иранская
сторона их прекрасно понимает и комментирует издевательски.
Когда глава Росатома Сергей Кириенко заявил, что "с
середины января мы не получили ни копейки", замглавы
Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Саиди саркастически
ответил: "Да, мы действительно никогда не платили
г-ну Кириенко копейками. Мы не платили ему и рублями.
Мы уже пятнадцать лет платим русским долларами".
Так или иначе, нюансы поведения российских министров-капиталистов
могут меняться, но их стратегическая цель неизменна. Москва
последовательно играет роль политической, а после поставок
ракет - и военной крыши мулл, рвущихся к ядерному оружию,
прекрасно понимая, что все это неизбежно кончится военным
столкновением. Иракская война принесла путинскому режиму
огромные политические и зкономические дивиденды. Москва
старательно подталкивает Вашингтон к продолжению банкета.