По инициативе «ЯБЛОКА» на заседании комиссии Московской
городской Думы по экологической политике 27 марта рассмотрены
вопросы, касающиеся соблюдения режима охранной зоны Национального
парка «Лосиный остров».
Национальный парк «Лосиный остров» является природоохранным,
эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением,
территория которого включает в себя природные комплексы
и объекты, имеющие особую экологическую, историческую
и эстетическую ценность, и предназначенные для использования
в природоохранных, просветительских и культурных целях
и для регулируемого туризма.
Говоря о значении национального парка, депутат Сергей
Митрохин (фракция «ЯБЛОКО- ОБЪЕДИНЕННЫЕ ДЕМОКРАТЫ»), по
инициативе которого Дума приняла обращения к губернатору
и депутатам Московской области о необходимости принятия
срочных мер по спасению этой природной территории, особо
подчеркнул его высокую кислородопроизводительную способность,
что очень важно в условиях высокой загрязненности атмосферного
воздуха автотранспортными средствами. В выступлении главного
архитектора парка Евгения Носова отмечались и другие особенности.
Лосиный остров уникален прежде всего тем, что этот крупный
природный комплекс расположен внутри многомиллионной агломерации.
80 процентов его площади занимают смешанные леса. Водно-болотный
комплекс, площадью 1.300 га, расположенный в центральной
части, является началом реки Яузы. Здесь гнездятся разные,
в том числе редкие птицы - всего около 200 видов. Помимо
лосей, встретить которых в парке, названным в их честь,
нет ничего необычного, здесь обитают и другие млекопитающие
- насчитывается 48 их видов. Обильная травянистая растительность
содержит редкие и исчезающие виды, подлежащие особой охране.
Интересен «Лосиный остров» и историко-культурными достопримечательностями.
Однако в настоящее время перед национальным парком встал
ряд проблем, от решения которых зависит дальнейшее развитие
этой особо охраняемой природной территории.
До 2003 года на развитие и содержание «Лосиного острова»
можно было направлять деньги из московского бюджета. По
словам Евгения Носова, Москва на 80 процентов финансировала
деятельность парка. После перехода парка в федеральное
подчинение объемы финансирования резко сократились - при
потребности в 300 млн. рублей ежегодно выделяемые суммы
составляют 16-17 млн. В соответствии с действующим законодательством
Москва не имеет право финансировать деятельность федерального
учреждения без заключения соглашения между Федеральной
службой по надзору в сфере природопользования и Правительством
Москвы. Проект такого документа подготовлен и в настоящее
время проходит ряд согласований.
Помимо финансовых, необходимо упорядочить и земельные
отношения. На территории парка находится более 60 земельных
участков иных пользователей, которые занимают площадь
около 900 га. Предпринимаются попытки вывода из границ
парка земельных участков сторонних пользователей, предполагается
изъятие земель под реконструкцию Щелковского, Ярославского
шоссе в областной части природного комплекса, под строительство
транспортной магистрали в Москве и для других целей, требующих
изменения границы особо охраняемой природной территории
в сторону ее уменьшения.
Однако главной бедой Лосиного острова, что определи участники
заседания в ходе бурного обсуждения болевых точек и плана
спасения природного комплекса, является отсутствие правоустанавливающих
документов, которые обеспечили бы защиту территории с
особым статусом. Например, как выяснилось на заседании,
в настоящее время нет установленных в соответствии с требованиями
действующего законодательства границ природного парка,
нет и документально оформленной охранной зоны. А те решения,
что принимались в 1979 году и на которые ссылались представители
администрации «Лосиного острова», устарели - и страна
была другой, и границы парка с тех пор корректировались
неоднократно.
По итогам обсуждения были приняты рекомендации Комиссии,
в которых содержалось с предложение установить мораторий
на все хозяйственные работы, пока не будут установлены
границы Национального парка. На заседании было решено
помимо этого, направить обращения в федеральные ведомства
о недопустимости финансирования парка по остаточному принципу,
о необходимости организации системы контроля на природной
территории федерального значения, а также сконцентрировать
усилия на решении первоочередной задачи - установлении
границ особо охраняемой природной территории и ее охранной
зоны. Депутаты планируют вернуться к данной теме через
месяц.