Первый
корень слова «монополия», «моно», в переводе с греческого
означает «один», второй – «продаю». Монополист – тот, кто
продает товар в одиночестве и ведет себя на рынке так, как
ему вздумается. Перевод очень простой и понятный, а вот
борьба с монополистами – занятие куда более сложное. Гость
Виталия Ушканова, руководитель Федеральной антимонопольной
службы Игорь Артемьев,
лучше других понимает, как с этой задачей справиться.
– Во всем мире монополистов пытаются прижать, и делают
это с разной степенью эффективности. В России есть своя
специфика антимонопольной борьбы?
Игорь Артемьев: У нас есть одна особенность. В последние 15
лет главным нарушителем антимонопольного законодательства
являются даже не монополии, а государство. Порядка 60
процентов нарушений монопольного законодательства допускают
госчиновники. Они монополизируют рынки, они препятствуют
развитию бизнеса. В конечном итоге именно их решения приводят
к тому, что кошельки наших сограждан пустеют.
– Они подпадают под действие законов, призванных ограничивать
монополистов? Или это неформальная монополия?
Игорь Артемьев: Есть много неформальных вещей, о которых все
знают. Обычна практика, когда российские чиновники вступают
в сговор с монополиями. У одних есть деньги, рыночная
власть, у других – власть административная. Этот альянс
дорого обходится экономике: замедляются темпы ее роста.
Новый закон «О защите конкуренции» – пожалуй, единственный
действенный закон – вступил в силу только 26 октября 2006
года. Надо принять еще один-два документа, которые позволят
серьезно заниматься этой проблемой.
– Без них закон «О защите конкуренции» не работает
в полную силу?
Игорь Артемьев: Представьте: мы год судимся, выявляем правонарушения,
проводим расследования в отношении крупнейших компаний,
которые ежедневно оперируют сотнями миллиардов рублей,
а штраф, который мы берем, составляет 500 тысяч рублей.
Не только у менеджера средней руки, но даже у секретарши
руководителя такой компании эта сумма лежит в кармане…
– Что вы предлагаете?
Игорь Артемьев: Нужны, как в Евросоюзе и многих странах, жесткие
заградительные штрафы (когда штраф берется в процентах
от выручки крупных компаний).
– Жилищно-коммунальный комплекс – одна из сфер, где
государство остается главным монополистом. В Госдуму внесен
законопроект о финансовом оздоровлении организаций ЖКХ,
который вновь предлагает реструктурировать задолженности.
Получается, что государство и не отпускает отрасль из
своих рук, и постоянно прощает должникам все долги...
Игорь Артемьев: За последние 15 лет реальных изменений в этом
секторе и демонополизации, без которой никакие реформы
невозможны, не произошло. Демонополизация подменялась
реструктуризациями, как принято в бюджетной сфере говорить,
«в интересах распорядителей кредитов». Люди, которые оперировали
деньгами, и не такими уж маленькими, все время ставили
вопрос о реструктуризации, без которой, по их словам,
ничего не изменится. Я согласен с тем, что закон нужен,
но если ограничиться только им, ничего не изменится тоже.
Первое реальное постановление правительства, направленное
на демонополизацию и улучшение ситуации, было принято
полтора года назад и касалось управляющих компаний. Граждане
и муниципалитеты получили право выбрать управляющую компанию,
а если плохо будет работать, выгнать ее, нанять управдома
и попытаться управлять собственным домом. Мы никак не
можем понять, почему к нам приходит пьяный электрик. Так
почему мы не можем сделать электриком или водопроводчиком
для всего дома соседа-пенсионера? Однако монополизация
выгодна структурам, которые получают свою ренту, сидят
на этих местах много лет. Антимонопольная служба очень
много ведет процессов на эту тему.
– Я так понимаю, для эффективной борьбы с монополистами
нужны хорошие законы. В чем суть поправок в закон о размещении
государственного заказа, что они изменят?
Игорь Артемьев: Там точно есть одна историческая норма, инициированная
администрацией президента: с 2008 года подряды на строительные
работы любого типа можно будет получить только через аукцион.
Сейчас большинство строительных подрядов распределяется
государственными чиновниками, которые искусственно конструируют
результаты так называемых конкурсов в пользу той или иной
компании, заведомо зная, кто победит. И сама процедура
очень коррупционна: не секрет, что чиновники получают
за это взятки, а компании – миллиардные подряды. Аукцион
означает настоящую конкуренцию и состязательность. Претенденты
будут бороться за снижение цены, и государство сэкономит
много денег.