Появление в России крупного национального капитала, отечественных
компаний и корпораций, не являвшихся филиалами западных,
является серьезным достижением, - невзирая на все извращения
социального, экономического и правового характера, сопровождавшие
российскую приватизацию. Однако в последние пять лет процесс
развития национального капитала существенно затормозился.
Объясняется это тем, что у крупнейших российских предпринимателей,
включая, и предпринимателей сугубо «окологосударственного»
толка, похоже, нет стремления и амбиций самостоятельно
развивать крупные производственные компании на российской
территории с использованием преимущественно российских
ресурсов.
Одну из основных причин этого можно назвать сразу: для
того чтобы работать на перспективу, в стране недостаточна
степень общественной и политической легитимности официально
признаваемой в России частной собственности, особенно
в отношении общественно значимых крупных хозяйственных
активов.
Суть проблемы не столько в юридической плоскости, сколько
в том, что, во-первых, реальные отношения по поводу владения
и распоряжения экономическими активами, их отчуждения
и т.д., регулируются не только и не столько формальными
нормами права, сколько силой власти, в том числе теневой,
и, во-вторых, тем, что все основные общественные институты
воспринимают существующие права собственности как условные.
Любые рецепты, предлагаемые в качестве реакции - от обременения
приватизированной собственности дополнительными выплатами
в бюджет до частичной ренационализации и повторной приватизации
– сами по себе не улучшат отношение общества и институтов
к крупным частным собственникам.
Действительно прочное решение проблемы возможно только
в контексте многостороннего и комплексного политического
соглашения, участниками которого должны стать государство,
бизнес и общество.
Такое соглашение должно, на мой взгляд, содержать в себе,
как минимум, следующие моменты.
Во-первых, чтобы исчерпать возможность спекуляций на документах
"смутного времени" середины 90-х, необходимо
принять законы о признании сделок по приватизации легитимными
(кроме тех, где были совершены убийства и другие тяжкие
преступления против личности).
Во-вторых, чтобы компенсировать обществу часть упущенной
при недобросовестной приватизации выгоды, необходимы определенные
обязательства в виде денежных выплат и некоторых ограничивающих
условий, накладываемые на собственников приватизированных
крупных хозяйственных активов. Подобные экономические
инструменты (windfall tax), применялись неоднократно на
Западе – например, в США в 1980 году, в Великобритании
в 1997 году. О возможном использовании их в России, как
составной части пакета по урегулированию отношений собственности,
мои коллеги и я писали и говорили с 2003 года. Обсуждалось
это и с президентом. Речь идет о компенсационном налоге,
который может, например, рассчитываться как определенный
процент от разницы между оценкой суммы прибыли, полученной
после приобретения активов, за вычетом суммы документированных
капитальных вложений (инвестиций) или присоединенных активов,
и ценой приобретения в момент приватизации.
Возможно также установление особого порядка продажи и
перепродажи приватизированных в 90-е годы крупнейших активов.
Например, могут быть введены существенно повышенные ставки
налогообложения полученного в результате продажи чистого
дохода.
Возможны и другие решения и предложения. Самое главное
– найти варианты, на которые согласятся государство, бизнес
и сочтут справедливым граждане.
Еще одна составляющая необходимого пакета законов относится
к урегулированию отношений бизнеса и власти, и самое главное
- отделению их друг от друга. Необходимо принять законы
о прозрачности финансирования политических партий, транспарентном
лоббировании в парламенте, законы, которые создали бы
основу публичного независимого общенационального телевидения.
Что из перечисленного можно сделать сегодня? Практически
ничего. И не потому, что существуют сложные профессиональные
вопросы. Они все же разрешимы. В конце – концов, главное
- это достигнуть согласия между государством, бизнесом
и людьми. Для этого хороши любые компромиссы и условности.
Дело сейчас в другом.
В России отсутствует независимая судебная система, независимый
парламент, нет политически свободных СМИ общенационального
масштаба, существенное влияние на ход и результаты выборов
оказывают административные усилия, полностью отсутствует
гражданский контроль над спецслужбами и правоохранительными
органами, а практика их использования для решения задач
внеправового характера повсеместна.
В такой ситуации, даже если и будет предложен какой-то
«спецналог», то в отрыве от предложенного выше комплекса
мер он станет лишь фискальной формой мести или элементом
пропагандистской кампании против крупного бизнеса накануне
2008 года, такой же, как в 2003-2004 годах была пресловутая
«природная рента».
По существу, дело заключается в том, что действующая
российская политическая система не желает решить проблему
неприкосновенности частной собственности. У нее, судя
по всему, другие планы.
Очень недалекое будущее неминуемо продемонстрирует ту
или иную новую политическую и экономическую реальность.
Варианта продолжения «так, как есть», скорее всего, уже
не существует.