В минувшую
среду Конституционный суд разрешил выносить на референдум
ранее находившиеся под запретом вопросы, касающиеся федерального
бюджета и изменения государственных расходов. Теперь нельзя
ставить на всенародное голосование только те вопросы, которые
касаются бюджета на текущий год.
Значение этого вердикта КС необычайно велико: теоретическое
право граждан на проведение референдума превращается в
практическую возможность, которой ранее, по сути, не существовало.
То, что все последние годы власть всеми силами тормозит
любые референдумы (кроме тех, что проводятся по ее инициативе:
как, например, референдумы об объединении регионов), хорошо
известно. Ведь готовящийся снизу референдум всегда имеет
целью заставить власть сделать то, что она делать категорически
не желает. При этом финансовый запрет — один из главных
тормозов, с помощью которых можно заблокировать инициативу
снизу: в самом деле, непросто сформулировать вопрос, который
не требовал бы денег сейчас или в ближайшее время.
В Конституционный суд обратились коммунисты, которые
в 2005 году хотели провести референдум по семнадцати вопросам.
Среди них были, например, требования установить МРОТ и
базовую часть пенсии не ниже прожиточного минимума, отменить
«закон о монетизации» и дать каждому право выбирать между
сохранением льгот и денежными выплатами, ограничить размер
квартплаты 10% от дохода семьи, восстановить в течение
трех лет «сгоревшие» в 1992 году вклады граждан…
Однако 15 из 17 вопросов были признаны Центризбиркомом
не разрешенными к вынесению на референдум — как противоречащие
подпункту 6 пункта 5 статьи 6 Федерального конституционного
закона «О референдуме РФ», где запрещается выносить на
всенародное голосование вопросы «о принятии и об изменении
федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних
финансовых обязательств Российской Федерации».
Коммунисты обратились в Верховный суд — тот оставил решение
ЦИК в силе. И тогда инициаторы обратились в КС, требуя
отменить финансовые запреты, которые, как написано в заявлении,
«препятствуют вынесению на референдум практически любого
вопроса государственной жизни, поскольку их решение так
или иначе связано с государственными расходами».
Решение КС оказалось знаковым — и неожиданным: не так
часто в последние годы суд принимает решения не в пользу
верховной власти, когда речь идет о принципиальных для
нее вопросах. Хотя нельзя не отметить, что КС принимает
много решений, которые защищают конкретные права конкретных
граждан — признает по их жалобам неконституционность тех
или иных положений законов (самый последний пример — отмена
нынешних ограничений на размер пособий по беременности
и родам).
Что постановил КС? Переводя с юридического на русский,
суд решил, что на референдум можно выносить любые финансовые
вопросы, если они впрямую не касаются уже принятого закона
о федеральном бюджете и закрепленных в нем финансовых
обязательств государства. О том, что требует изменений
в бюджете будущих лет (большинство вопросов, предложенных
КПРФ, имели именно такой характер), спрашивать граждан
очень даже можно.
Решение суда абсолютно логично — нелогичен был действовавший
запрет. В конце концов, если народ — источник власти,
то почему он не может распоряжаться своими же деньгами
(никаких других у государства нет)? Или народ заведомо
считают недееспособным? Не парадоксально ли то, что представители
народа — депутаты Госдумы — могут в любой момент принять
решение, изменяющее или отменяющее финансовые обязательства
государства, а сам народ, который наделил их властью,
этого права лишен?
Все то же самое, кстати, касается и других запретов,
установленных в законе о референдуме. А почему, собственно,
на референдум нельзя вынести вопрос о досрочных перевыборах
президента или парламента, если граждане недовольны их
работой? Правда, эти аспекты КС сейчас не рассматривал,
но, возможно, все еще впереди.
Конечно, в законе «О референдуме» остается иезуитская
процедура его назначения, пройти которую по всем правилам
чрезвычайно сложно. Недаром еще ни одного (!) всероссийского
референдума не состоялось по инициативе граждан — три
предшествующих (о введении поста президента, о доверии
президенту и парламенту, о принятии Конституции) назначались
самой властью. Тем не менее после решения КС путь к проведению
референдума можно считать во многом «расчищенным».