В выпуске
"Московских новостей" за 16-22 февраля 2007 г.
(N06/1373) была опубликована статья генерал-полковника В.
Коробушина "Спасительный "ядерный зонтик".
В ней, помимо всего прочего, содержится критика монографии
более чем двадцати российских авторов под редакцией А.
Арбатова и В. Дворкина "Ядерное оружие после "холодной
войны" (Моск. центр Карнеги, М. РОССПЭН, 2006 г.).
Ряд критических замечаний производят странное впечатление:
как будто ее автор или сам не читал книгу, воспользовавшись
пересказом недобросовестных помощников, или же читал,
но не пожелал понять прочитанное.
Например, он осуждает нас за предложение продлить договор
СНВ-1 до 2012 года и поясняет, что этот договор "запрещает
России иметь на наземных МБР разделяющиеся головные части".
Как же может генерал-полковник и первый вице-президент
академии не знать, что СНВ-1 разрешает обеим сторонам
иметь до 4900 ядерных боезарядов на стратегических ракетах,
в том числе до 1540 на 154 тяжелых МБР? Это как раз предполагает
их оснащение разделяющимися головными частями, как и других
наземных ракет. Наш критик ни много ни мало спутал договор
СНВ-1 с почившим в бозе договором СНВ-2.
Что касается СНВ-1, мы, действительно, предлагаем продлить
срок действия его систем контроля и мер доверия с 2008-го
по крайней мере до 2012 года. Это обусловлено тем, что
договор РФ - США от 2002 года по сокращению стратегических
наступательных потенциалов (СНП) не имеет ни того, ни
другого. Нужно сохранить хотя бы то, что есть, если Россия
всерьез беспокоится по поводу развития в США после 2008
года наступательного ядерного потенциала и желает хоть
как-то контролировать выполнение ими договора по СНП,
тем более с учетом значительно меньших возможностей российских
национальных технических средств контроля. Кстати, президент
Путин неоднократно в последнее время выражал беспокойство
по этим поводам.
Еще больший криминал В. Коробушин усматривает в нашем
предложении упразднить концепцию ответно-встречного удара,
начать мероприятия по понижению уровня боевой готовности
стратегических ядерных сил и отказаться от применения
ядерного оружия первыми. "Зачем же, - возмущенно
вопрошает он, - еще и укреплять ожидания американцев в
том, что мы готовы полностью разоружиться в одностороннем
порядке?"
Мы отдаем себе отчет в том, что наши предложения - это
не истина в последней инстанции. Но прилично ли столь
грубо передергивать факты? Где, хотя бы в одном-единственном
месте, углядел В. Коробушин предложение об односторонних
мерах? Речь идет исключительно о двусторонних, а со временем
о многосторонних и притом надежно проверяемых шагах в
этой области.
Мы в самом деле считаем полезным отказ США и РФ от концепции
ответно-встречного удара.
Взаимное, равное и контролируемое понижение готовности
СЯС преследует цель устранения потенциала разоружающего
удара, в частности, за счет многократного сокращения числа
стратегических подводных лодок США на боевом дежурстве
в океане и деактивации значительной части МБР и тяжелых
бомбардировщиков. Отказ всех держав от применения первыми
ядерного оружия против государств - членов Договора о
нераспространении ядерного оружия нужен для укрепления
этого договора, его норм и механизмов.
Замечу, что в монографии содержится гораздо более развернутая
и обоснованная, чем у В. Коробушина, критика неконструктивной
политики США. Есть и оценка спорных решений Москвы в 2000-2001
годах по одностороннему сокращению уровня и программы
обновления сил РВСН. Посему оптимальное сочетание программы
совершенствования российского ядерного потенциала и новых
международных соглашений рассматривается нами отнюдь не
как "бессмысленное расточительство", а как перспективный
вклад в национальную безопасность страны.
В разных вариациях наши предложения, как и предложения
наших коллег по многим вопросам нераспространения ядерного
оружия, излагались в изданиях ИМЭМО и других научных публикациях.
Эгида Московского центра Карнеги предоставляет уникальную
возможность перевести книгу на английский язык и донести
эти идеи до зарубежной аудитории. Правда, изложенные в
книге подходы вызывают отторжение политической и военной
элиты США. Но и там есть немало авторитетных военных и
гражданских специалистов, поддерживающих эти предложения.