[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
“Форд” в фокусе
В полночь 14 февраля на заводе “Форд Мотор Компани” во Всеволожске началась бессрочная забастовка
"Новая газета", 15 февраля 2007 года   
Накануне Ленинградский областной суд признал забастовку незаконной по формальным признакам, и представители администрации ФМК заявили, что ждут “работы завода в нормальном режиме”, но ожидания оказались напрасны. Рабочие решили бастовать. На срочном собрании трудового коллектива это решение поддержало подавляющее большинство рядовых фордовцев.

По словам лидера профсоюза ФМК Алексея Этманова, они будут обжаловать решение суда, а забастовка продлится до удовлетворения требований рабочих. Они настаивают на изменении коллективного договора — включении в него обязательств администрации по повышению зарплаты и обеспечению дополнительных социальных гарантий, касающихся рабочего времени, отпусков, нормирования труда и аттестации рабочих мест…

Осенью 2005 года “Новая” рассказывала о трудовых спорах на заводе ФМК. Тогда рабочие возмутились увеличением плана на заводе, которое не сопровождалось повышением зарплаты. И тогда профсоюз сумел грамотно организовать борьбу коллектива за свои права. От администрации потребовали повысить зарплату на 30% — в соответствии с увеличением плана и инфляцией. Ввести или выплату 13-й зарплаты, или систему премий (до этого на “Форде” премий не платили — есть только оклад и плата за переработку).

После двух “итальянских забастовок” (то есть когда работают исключительно по правилам: без увеличения скорости конвейера и без “переработок”) и реальной перспективы полномасштабной забастовки с остановкой конвейера администрация пошла на уступки. Все требования рабочих были приняты, а компромиссным оказалось только решение о повышении зарплаты — она была увеличена в среднем на 16% (при том, что администрация изначально соглашалась лишь на 12,5 процента).

Заодно профсоюз ФМК заявил, что выходит из Федерации независимых профсоюзов России, которая никак не поддерживала его борьбу за права рабочих. Тогда же о выходе из ФНПР заявил и профсоюз другого иностранного завода, расположенного в Ленинградской области — “Катерпиллар-Тосно”, выпускающего строительную технику. И теперь фордовцы вместе с еще несколькими профсоюзными организациями создают новый — межрегиональный профсоюз автомобилистов. Пока, правда, процесс регистрации идет непросто — первая попытка завершилась отказом Росрегистрации, но, возможно, вторая попытка будет успешной.

В конце прошлого года на заводе ФМК возник новый конфликт — вокруг коллективного договора. Как заявляет Алексей Этманов, на протяжении четырех месяцев профсоюз вел переговоры с администрацией завода о содержании этого документа, но безуспешно: администрация считает, что в коллективном договоре должно быть только то, что написано в Трудовом кодексе, и никаких дополнительных гарантий. Профсоюз зарегистрировал в установленном порядке трудовой спор и предложил создать примирительную комиссию, чтобы урегулировать разногласия. Администрация отказалась. Тогда рабочие проголосовали за забастовку. За исключением шести воздержавшихся остальные почти 1300 человек поддержали это предложение.

За несколько дней до начала забастовки администрация заявила о готовности к некоторым уступкам: предложила новую редакцию коллективного договора, где предусматривается повышение заработной платы на 14—20 процентов, введение пособия по выслуге лет, повышение размера выплаты пособия по рождению ребенка и предоставление рабочим ссуд на обучение детей. Все эти меры должны вступить в силу с 1 марта. Одновременно администрация ФМК подала иск в суд с требованием признать забастовку незаконной. Суд иск удовлетворил. Но предложения администрации не удовлетворили рабочих — забастовка началась. “Новая” будет следить за развитием событий.

Справка Новой:

Средняя зарплата в российском автопроме составляет 10—12 тысяч рублей, на иностранных предприятиях в России — 16—20 тысяч. Зарплата на “Форде” во Всеволожске — 12—18 тысяч рублей. Разумеется, увеличение производственных расходов, в том числе и зарплаты рабочим, сказывается на конечной стоимости автомобилей, хотя очевидно, что относительно низкая цена собранных в России иномарок как раз и является их основным козырем.

В то же время остановка конвейера грозит владельцам завода серьезными потерями. По оценке экспертов, убытки составят порядка 3—6 миллионов долларов ежедневно. Кроме того, забастовка грозит увеличить и без того немалые очереди на пользующийся большой популярностью российский “Форд-фокус” (ежедневно с конвейера сходит около 300 машин). По сообщению руководства всеволожского “Форда”, чтобы подстраховаться, они готовят поставки в Россию “Фокусов” европейской сборки. В марте должны поступить 2300 автомобилей из Европы.

"Новая газета", 15 февраля 2007 года   

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский 
 
 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]