Дефицит
учителей в России – миф. Мало того, переизбыток школьных
педагогов требует немедленного их сокращения. Такое сенсационное
заявление сделал вчера министр образования Андрей Фурсенко.
Чиновниками уже принято решение урезать количество бюджетных
мест в педагогических вузах. Тем более что их выпускники
сами не желают работать в школах. Независимых экспертов
такое заявление шокировало. Нехватку кадров в российских
школах может не заметить только слепой.
В качестве обоснования сокращению бюджетных мест Андрей
Фурсенко привел данные статистики. В среднем на одного
учителя в России приходится десять учеников. Есть регионы,
где по пять учеников на одного учителя, отметил чиновник.
«Если в 1998 году у нас было 22 млн. учащихся, то сегодня
15 млн. При этом количество педагогов почти не уменьшилось.
Нагрузка на учителя падает, работы у него становится меньше.
В таких условиях дай Бог себя рабочими местами обеспечить»,
– посетовал Андрей Фурсенко и предложил сократить количество
бюджетных мест в педвузах.
Эксперты такое заявление министра назвали абсурдным.
«Даже в Москве недостает учителей по некоторым специальностям,
– пояснил «НИ» председатель комиссии по образованию Московской
городской Думы Евгений
Бунимович. – Катастрофически не хватает педагогов
по иностранному языку и физкультуре. Первые вполне успешно
устраиваются переводчиками. Вторые же идут после выпуска
прямиком в различные оздоровительные или спортивные центры
и клубы».
В крупных городах широко распространен скрытый дефицит
педагогов. Многие учителя ведут не одну ставку, а две
или три. «Нередко школам не хватает специалистов по обществознанию
или культурологии. Проблему недостатка решают достаточно
просто: учитель литературы берет на себя кроме своего
предмета еще и эти два, – рассказал «НИ» учитель истории
московской общеобразовательной школы Александр Баранов.
– Работать нормально и вести эти дисциплины он, естественно,
не может. Однако проблема дефицита на первый взгляд решена».
Преподавание усложняется переполненностью школ. В Москве
и других крупных городах редкость классы численностью
менее 30 человек. «Вместе с тем оптимальный норматив –
15 человек. Он принят во всех европейских странах. Когда
в классе 30–40 детей качественно обучать невозможно»,
– пояснил «НИ» президент Всероссийского фонда образования
Сергей Комков.
Но даже если в классе всего пять детей, их должны обучать
квалифицированные педагоги. «Сейчас один сельский учитель
может запросто преподавать несколько дисциплин – историю,
географию, биологию, – говорит г-н Комков. – Этого не
должно быть. Даже если в школе всего 30 учеников, все
равно для каждого предмета должен быть свой учитель. Малокомплектных
школ много, но в последние десять лет они закрываются
со скоростью 600 учебных заведений в год. Как показывает
практика, когда закрывается школа, гибнет все село. Вслед
за детьми в город уезжают взрослые. Остаются одни старики.
Через 5–7 лет мы можем потерять все малокомплектные школы.
Тогда российское село просто исчезнет».
Эксперты отмечают: если сложить потребности в социальной
педагогике, работе с трудными детьми, кадрах для ПТУ при
сокращении численности классов, то окажется, что в России
не только нельзя уменьшать количество учителей, но, наоборот,
нужно увеличивать. Увы, вместо того чтобы поощрять молодых
учителей чиновники проводят контрмеры. Отсрочка от армии
для выпускников педагогических вузов за работу в сельских
школах уже не действует. Между тем, утверждают специалисты,
работу учителя в деревне можно было бы приравнять к альтернативной
воинской службе. По данным соцопросов, этой отсрочкой
пользовались 10–15% выпускников вузов. И вот новый удар
– сокращение бюджетных мест в педвузах.
Аргументы чиновников понятны: сегодня только 40% студентов
педагогических вузов становятся учителями. Но дело вовсе
не в переизбытке кадров и дефиците вакантных мест. Низкий
социальный статус профессии учителя и мизерная зарплата
просто отбивают желание у молодых специалистов посвятить
свою жизнь детям.