Московская городская дума на днях приняла в первом
чтении проект закона о столичных такси, который предусматривает
создание реестра таксомоторных компаний и устанавливает
правила работы на этом рынке. Власти обещают зарегистрированным
компаниям всяческую поддержку, в частности, намерены создать
муниципальные стоянки на самых загруженных участках городских
дорог.
Представители же оппозиции в Мосгордуме называют законопроект
пустым и считают, что с его появлением на улицах Москвы
ничего не изменится. Такого мнения, в частности, придерживается
глава фракции «Яблоко» Сергей
Митрохин, который рассказал о законопроекте в интервью
Радио Свобода:
- Закон не решает основную проблему - дороговизны такси
в Москве, потому что он не предполагает какие-то санкции
за то, что таксисты требуют с пассажиров плату большую,
чем указано на счетчике. А для того, чтобы таксисты вели
себя цивилизованно, для этого на самом деле необходима
конкуренция в этой сфере. Здесь одними только запретительными
методами ничего не добьешься. В общем, в целом следует
признать, что закон довольно пустой.
- Идет ли речь в новом законопроекте исключительно
о классических легковых автомобилях или он касается и
маршрутных такси? Это и безопасность, и комфорт, и качество
обслуживания. Будет ли наведен порядок в этой сфере?
- В том-то и дело, что слишком узкая сфера регулирования.
Туда не входят ни маршрутные такси, ни входят грузовые
такси. Это такой узкий подход. В данной сфере деятельности
он, конечно, не является выигрышным. Хотя определенные
требования, которые в нем существуют, они, наверное, полезные
и правильные.
- Перевозчики, включенные в реестр, смогут допускать
к управлению такси только лиц, имеющих водительский стаж
не менее трех лет, знающих русский язык и умеющих ориентироваться
в столице, говорится в законе. Интересно, а как будут
проверяться знания русского языка у водителей?
- Таких моментов много у нас в законодательстве. У нас
же теперь еще и милиция наделена правом определять, знают
ли мигранты русский язык. Когда законодатели вносят такие
нормы, они не очень-то задумываются об их реалистичности
и о том, кто их будет претворять в жизнь.
Там еще есть требование о том, что в очереди на такси
должен отдаваться приоритет беременным женщинам. У депутатов
уже были вопросы: а как определить беременность на ранней
стадии? Таких ляпсусов в этом законе довольно много, но
этим он мало чем отличается от других законов, как московских,
так и федеральных.
- Не приведет ли этот закон к монополизации этого довольно
доходного бизнеса и к еще большему подорожанию такси?
- Как известно, строгость российских законов компенсируется
их неисполнением. Уверен, что этот закон не будет выполняться
на 100%. Ну, может быть, он затронет только те организации,
которые официально войдут в реестр.
- А нет оснований говорить, что этим законопроектом
московские власти лоббируют интересы определенных компаний,
крупных, которые давно хотят потеснить конкурентов?
- Думаю, что элемент лоббизма есть, как и в любом законе.
Цели преследуются довольно правильные - легализация этого
бизнеса, его упорядочение. Но что касается проблемы конкуренции,
то она, безусловно, может возникнуть, потому что закон,
например, позволит выдвигать какие-то препоны для создания
таких компаний или работы тех компаний в Москве, которые
неугодны властям или не входят в какие-то скрытые картели
автоперевозчиков, и может применяться избирательно. В
этом отношении, действительно, уровень монополизма может
повыситься.
- Как-то может этот законопроект отразиться на тех
людях, которые занимаются частным извозом, которые не
включены ни в какие реестры, а время от времени выезжают
на улицу и подбирают случайных прохожих и этим зарабатывают
на жизнь?
- К сожалению или к счастью, этот закон на них никак
не скажется, там нет никаких повышенных требований к частным
извозчикам. С одной стороны, это, может быть, и плохо,
потому что все-таки люди, занимающиеся трудовой деятельностью,
должны платить налоги, ну, а с другой стороны, хорошо,
потому что эти нелегальные извозчики составляют реальную
конкуренцию таксистам, и если бы их не было, то цены на
такси были бы в два раза выше, чем сейчас. С моей точки
зрения, нужно идти по пути легализации вот этого индивидуального
предпринимательства.
Есть возможность сегодня покупать патенты у тех, кто
занимается частным извозом на легковых автомобилях, однако
никто не спешит этого делать, потому что законодательство
этого особо не требует. Проблемой нелегального извоза
никто абсолютно не занимается.
- Кто должен будет контролировать выполнение этого
закона? ГАИ? Не повысит ли это уровень коррупции?
- Вот этот вопрос тоже остался открытым, хотя предусматриваются
определенные штрафы. Но штрафы касаются только таких самозваных
таксистов, которые вешают на свои машины знаки «такси»,
но при этом не включены в реестр и не выполняют других
требований закона. Других никаких штрафов не предусмотрено,
то есть ничего сверх того, что содержится в Правилах дорожного
движения в смысле ограничений или санкций, этот закон
не дает. Поэтому ожидать от него каких-то изменений ситуации
не приходится.