Так что же после
Дюнкерка? Сейчас в Вашингтоне яростно спорят между
собой две школы политических и военных экспертов. Если
перенестись условно в июнь 1940 года, то одна из них требует
от кровавого черчиллевского(бушевского) режима признать
свои ошибки и преступления, капитулировать и постараться
привлечь к европейскому урегулированию таких по существу
умеренных и заинтересованных в стабильности всего континента
политиков, как канцлер Германии и премьер-министр Италии
Их противники, возмущенные трусливым аморализмом этой
позиции, требуют стоять до конца, бросать в Дюнкерк все
новые и новые части английской (американской) армии и
добиться там "победы".
К первой школе принадлежит примерно 70% американского
истеблишмента. Она объединяет очень разных людей. С одной
стороны, это левые интеллектуалы, господствующие сегодня
в американских СМИ, университетах, политологических центрах,
кинематографе, всегда готовые проникнуться идеологической
симпатией к любым мерзавцам, если их можно зачислить по
линии национально-освободительного движения или антиимпериалистической
борьбы. С другой стороны, это бейкеровские реалисты, оперирующие
концепциями "баланса сил", "сдерживания",
мнимой "стабильности", рухнувшими еще в конце
80-х годов прошлого века вместе с биполярной системой
мира и совершенно неадекватными в сегодняшнем мире асимметричных
вызовов.
И те и другие предлагают по существу уйти с Ближнего
Востока и притвориться (до следующего мегатеракта, видимо),
что никакого вызова исламского радикализма западной цивилизации
не существует, все это плод больного воображения неоконсерваторов,
а с уходом Запада многие проблемы, так раздражающие сегодня
прогрессивную мусульманскую общественность, рассосутся
сами собой.
Процентов двадцать вашингтонских политиков и аналитиков
прекрасно понимают, что это программа капитуляции Запада,
которая очень быстро приведет к геополитической катастрофе
на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, а остальное станет
делом "спящих ячеек" "Аль-Кайды" и
ей подобных организаций в Европе и в самих США.
Но большинство из них, как, например, герой вьетнамской
войны и наиболее вероятный кандидат Республиканской партии
на выборах 2008 года сенатор Джон Маккейн, требуют "победы"
в Ираке, не утруждая себя ни определением этой "победы",
ни ясной формулировкой задачи для дополнительных войск,
которые они предлагают послать в Ирак.
Сначала "победа" определялась как построение
демократии в Ираке. Сейчас об этом никто уже не говорит.
Сегодняшняя формулировка "победы" - предотвратить
гражданскую войну и обеспечить функционирование в Ираке
центральной власти.
Но, во-первых, такая "победа" недостижима.
Американцы не в силах изменить динамику конфликта, питаемого
14-вековой конфессиональной враждой плюс совместной памятью
о дружбе народов в саддамовском Ираке, который был концлагерем
для шиитов и курдов.
А во-вторых, эта цель, конечно, теоретически благородна,
но она совершенно не соотносится с той экзистенциальной
проблемой, которая стоит перед Западом в Четвертой мировой
войне: противостоять агрессивному и многоплановому наступлению
радикального ислама, отрицающего само право "сатанинской"
западной цивилизации на существование.
Сейчас поздно говорить об ошибках, просчетах, самодовольном
высокомерии США 2003 года. Сегодня мы в 2007 году. И речь
не об Ираке. Речь о Западе, который пока проигрывает эту
войну. Вернее, проигрывают ее США. А Европа и Россия,
сидящие в той же лодке, пока все еще с торжествующим злорадством
упиваются зрелищем американских неудач и унижений, отказываясь
задуматься, чем это грозит им в ближайшей перспективе.
Примирение суннитов и шиитов - это не цель Запада в этой
большой и очевидно долгой войне. Пусть этим занимаются
сами сунниты и шииты и стоящие за ними, соответственно,
Саудовская Аравия и Иран. Так же, как в Третьей (холодной)
мировой войне Западу нелепо было бы заниматься примирением
Советского Союза и Китая.
Что же касается Ирака, то шиитские и суннитские боевики
совершают, конечно, чудовищные преступления против собственного
гражданского населения. Но врагом, угрожающим США и Западу
в целом, являются не они, а подразделения "Аль-Кайды",
оперирующие в суннитских районах. Разбираться с ними американцы
при хорошей работе разведки смогут гораздо успешнее на
некотором расстоянии, не путаясь под ногами соперничающих
вооруженных фракций. Кстати, не связанные буржуазными
предрассудками Женевских конвенций шиитские боевики разберутся
с остатками "Аль-Кайды" в Ираке намного жестче
и эффективней.
Когда у Джона Маккейна в недавнем телевизионном интервью
спросили, какую задачу он поставил бы перед американскими
войсками, которые он предлагает дополнительно послать
в Ирак, сенатор ответил: "Мы должны разгромить отряды
Муктады ас-Садра". "Но, - возразил ведущий,
- большинство шиитов рассматривают ас-Садра как свою единственную
защиту от суннитских эскадронов смерти". "Ну
тогда, - сказал Маккейн, - мы должны, чтобы успокоить
шиитов, сначала обрушиться на суннитских инсургентов,
а уже потом на ас-Садра".
Мне кажется, что это интервью наглядно продемонстрировало
весь абсурд определения "победы" как предотвращения
гражданской войны в Ираке. Так же, как известное августовское
интервью госсекретаря Кондолизы Райс привело к абсурду
трактовку "победы" как установления демократии
в Ираке. Стратегия "победы", предлагаемая Маккейном
и его сторониками, в обстановке 1940 года означала бы
бросание остатков английской армии в топку обреченного
Дюнкерка.
В Ираке США столкнулись не с военной, а прежде всего
с семантической проблемой. Два ложных определения "победы"
привели к психологическому синдрому поражения, грозящему
перерасти в реальное поражение в глобальной войне с исламским
радикализмом.
В Ираке у США нет союзника, которого следовало бы защищать
как по моральным, так и по прагматическим соображениям,
- кроме курдов - и нет противника, которого следовало
бы уничтожать, - кроме структур "Аль-Кайды".
И та и другая цель гораздо более эффективно и с неизмеримо
меньшими потерями достигаются передислокацией американского
контингента в Курдистан и, возможно, в Кувейт и максимальным
отстранением от суннитско-шиитского конфликта.
Если говорить о более долгосрочных стратегических целях
Запада в Четвертой мировой войне, то они не должны включать
амбициозные и фантомные задачи преобразования исламского
мира - демократизация, преодоление 14-векового раскола
и т.д.
Ограниченные ресурсы осажденного Запада должны быть сконцентрированы
на гораздо более скромной задаче - защите собственной
цивилизационной идентичности от агрессивного проникновения
радикального ислама.
Отказ от фантомных целей в Ираке позволит США выйти из
ложной парадигмы победы-поражения и получить паузу, необходимую
для стратегического осмысления сложившейся в мире ситуации.
Две задачи должны привлечь первоочередное внимание американских
стратегов:
Оптимальное позиционирование на Ближнем Востоке в треугольнике
"США-Саудовская Аравия-Иран", аналогичном классическому
треугольнику времен холодной войны "США-СССР-Китай";
Попытка восстановления стратегического союза с Россией,
надежда на который забрезжила осенью 2001 года и кажется
совершенно разрушенной сегодня.