В одной из реплик, напечатанных в газете в ответ на предложение
поставить памятник героям «Мимино», было написано: мол,
зачем нам Мимино, когда у нас нет Ахматовой.
Даже не знаю почему, но меня эти слова задели. Может,
потому, что памятник Ахматовой в Москве есть. Шесть лет
назад установили его на Большой Ордынке, причем там, где
он и должен быть: во дворе дома № 17, где Ахматова жила
у Ардовых. Может, потому, что выбрали именно Анну Андреевну,
чтобы ее изваянием бить по голове веселых киногероев.
Кстати, похожая ситуация была, когда открывали этот самый
памятник Ахматовой. Сама работа мне понравилась — воспроизведение
средствами скульптуры знаменитого рисунка Модильяни: портрета
Ахматовой. Помню на открытии Ардовых, Алексея Баталова,
Михаила Швыдкого, который тогда был министром культуры,
любителей поэзии… И вдруг из двух или трех окон появились
бумажные плакаты с протестом — в доме была отключена вода,
и люди почему-то решили, что это памятник Ахматовой им
перекрыл воду. Отключение воды — действительно безобразие.
Но меня поразила сама ситуация: если в кране нет воды,
то виновата… Ахматова.
Потом, естественно, выяснилось, что открытие памятника
к отключению воды отношения не имело. Но я подумал: хорошо,
что Анна Андреевна недожила. Ведь эти плакаты в чем-то
даже страшнее, чем постановление ЦК об Ахматовой и Зощенко.
Всегда было, грело ощущение, что это власть гнобила и
гнобит поэтов, а вот народ… Но когда это делают обычные
люди, москвичи, жители Замоскворечья, в некотором смысле
соседи Ахматовой…
В тексте с сайта ощутима та же стилистика. Вроде бы заявление
вполне культурное, человек борется за Ахматову, но в итоге
виноваты все остальные, начиная с героев Данелия.
Хорошо, что в Москве есть Ахматова. Скоро, как уже писала
«Новая», будут и Мандельштам, и Цветаева. Хорошо, если
появится Пастернак. Список можно продолжить, хотя и не
хотелось бы увидеть аллею поэтов в рядок, как аллею космонавтов.
И еще. Грустно, что памятники нужно защищать. Героев
кинокомедии — от ахматоволюба. Ахматову — от борцов за
включение воды в доме. Мандельштама и Пастернака — от
вандализма, как это было на Дальнем Востоке и на кладбище
в Переделкине.
Грустно, что поэты даже с того света кому-то мешают,
видимо, подлинностью человеческого достоинства и поэтического
величия.