Изменениям в российском избирательном законодательстве
не устаешь удивляться. Казалось бы, совсем недавно (в
июле!) правила выборов уже корректировали в пользу действующей
власти, обеспечивая ей новые преференции, - но минуло
еще несколько месяцев, и появились новые изменения, принятые
Госдумой в середине ноября и вступившие в силу буквально
вчера... Последние новации в этой области таковы: отныне
выборы в России будут считаться состоявшимися независимо
от того, сколько избирателей в них участвовали, а кандидаты
и политические партии теряют право критиковать друг друга
во время предвыборной кампании. В этих условиях выборы
(которые так и хочется назвать "выборы без избирателей"
- они уже не слишком нужны для формального подтверждения
полномочий власти) превращаются в такую "профанацию
искусства", что хочется спросить: что дальше?
Право на протест
В советские годы проблемы явки на выборы просто не существовало.
В выборах участвовали 99,9% избирателей, которые, конечно
же, ничуть не обольщались относительно содержания этого
избирательного процесса: ведь голосовать предлагалось
за единственного и заранее отобранного в партийных органах
кандидата. Однако полагалось приходить на выборы - все
и приходили. А к тем, кто приходить не спешил, вечером
в день голосования приходили такие же, как они, инженеры
или учителя, привлеченные для работы на выборах, и просили
проголосовать, чтобы не портить процент. В моей трудовой
книжке до сих пор значится благодарность, объявленная
два десятка лет назад "за активное участие в выборах"
(а точнее, за обход домов на избирательном участке и уговоры
граждан прийти на участки).
Начиная с 1989 года ситуация кардинально изменилась:
выборы действительно стали выборами, появились альтернативные
кандидаты и реальная конкуренция - и граждане совершенно
добровольно в массовом порядке приходили на выборы. Просто
потому, что верили, что от результата их голосования зависит
то, какой будет наша жизнь, и поддержка тех или иных кандидатов
действительно может что-то изменить.
Впрочем, это время было недолгим: граждане быстро убедились,
что новые люди пришли, а вот чуда не произошло - жизнь
не стала лучше. И активность избирателей стала неуклонно
спадать. К тому же люди стали все чаще и чаще видеть,
что выборы превратились в игру с заранее спланированным
результатом и побеждает не тот, кто ведет кампанию честно
и стремится получить доверие граждан, а тот, на чьей стороне
административный ресурс и большие деньги.
В этих условиях рост протестных настроений был неизбежен
и проявлялся в двух формах. Первая - голосование "против
всех кандидатов", вторая - отказ от участия в выборах.
Однако летом 2006 года строка "против всех"
была вычеркнута из избирательных бюллетеней. Как указывал
тогда автор в своей статье в "Санкт-Петербургских
ведомостях" ("Право как воля господствующего
класса"), это было сделано в очевидных интересах
"Единой России", которая таким путем решила
бороться с опасным "кандидатом", все чаще и
чаще демонстрирующим серьезные успехи на выборах. Ведь
"против всех" стали голосовать все больше и
больше - выражая тем самым свое неприятие декоративных
выборов. При этом было понятно, что отмена "протестной
графы" приведет к снижению явки избирателей, причем
не пойдут на выборы именно те, кто не поддерживает "партию
власти". А это автоматически увеличит ее итоговый
результат: проценты-то отсчитываются от тех, кто пришел
голосовать...
Единственная опасность, которая при этом возникала, -
в том, что выборы при отмене "протестной графы"
могли вообще сорваться. Ведь, по федеральному закону,
если на выборы приходит менее 20% избирателей, они считаются
несостоявшимися и назначаются новые. Для отдельных кампаний
принят был порог и выше: так, на выборы депутатов Госдумы
должны прийти не менее 25% избирателей, на президентские
- не менее 50%. Что, в общем, справедливо: ведь избранная
власть должна быть легитимной, а значит - выбранной достаточно
большим числом граждан.
Но вот теперь отменяется и минимально необходимая явка
избирателей: кто пришел - тот и выбрал. Даже если это
будет, условно говоря, один избиратель, выборы состоятся
все равно.
Шило и мыло
"В отмене порога явки нет никаких отступлений от
демократии, ведь каждый может, придя на выборы, свободно
воспользоваться своим избирательным правом", - заявляют
сторонники этой идеи. "Никто теперь не будет заманивать
на выборы, чтобы обеспечить пресловутую явку", -
уверяет питерцев депутат ЗакСа Виктор Евтухов из "Единой
России".
Однако эти аргументы очевидно лукавы.
Конечно, каждый сам и совершенно свободно решает, идти
ему на выборы или не идти, и несет ответственность за
свой выбор. И в любых нормальных выборах надо участвовать
- чтобы не жаловаться потом на то, что избрали "не
тех". Ведь если вы, читатель, не пошли голосовать
- значит выбор сделают те, кто пришел вместо вас. И не
надо потом сетовать, что их выбор вас категорически не
устроил...
Но это, как уже сказано, касается нормальной кампании.
А что делать гражданам в ситуации (увы, все чаще и чаще
встречающейся), когда выбора у них практически не оказывается?
Когда в ход идет административный ресурс?
Примеров такого рода в российской политической истории
последних лет более чем достаточно.
Для начала стоит напомнить выборы народных депутатов
СССР 1989 года. Помните, как это было в Ленинграде? На
пресловутых предвыборных собраниях от выборов были отсечены
все незапланированные кандидаты, и в бюллетенях в подавляющем
большинстве случаев остались только проверенные и рекомендованные
товарищи из бюро обкома КПСС. Кое-где в паре с ними на
выборы были допущены "запасные" кандидаты, также
проверенные и рекомендованные, но должные изобразить видимость
альтернативы. Как отреагировали граждане на эти "выборы
без выбора"? Да очень просто: пришли и проголосовали
против всех "правильных" кандидатов, с треском
прокатив практически все указанное бюро указанного обкома
- начиная с первого секретаря Юрия Соловьева и заканчивая
председателем Ленгорисполкома Владимиром Ходыревым. После
чего были назначены новые выборы, на которые пришлось
допустить "незапланированных" кандидатов, большей
частью их и выигравших.
В последующие годы притчей во языцех стали истории Виктора
Черепкова, которого в Приморье на протяжении нескольких
лет упорно снимали со всех кампаний, в которых он участвовал,
после чего избиратели в массовом порядке игнорировали
эти выборы или голосовали против всех. Из совсем недавних
же случаев наиболее показателен карельский: с выборов
законодательного собрания Республики Карелия сняли список
"Яблока", который, по данным социологов, занимал
второе место после "медведей" и мог претендовать
на 20 - 25% голосов. Но от опасных конкурентов решили
избавиться - и срочно нашли несуществующие противоречия
в партийном уставе...
Ну и что делать избирателю в таких ситуациях? Как вести
себя, если голосовать не за кого, поскольку реального
выбора не предоставлено, голосовать "против всех"
нельзя, а "голосовать ногами" бессмысленно,
потому что депутаты, мэры или президент будут избраны
все равно? По сути, гражданам таким путем оставляют только
уличные формы протеста. Этого хотят авторы таких изменений
в законодательстве? Не говоря уже о том, что называть
легитимными органы власти, избранные малым числом граждан,
можно будет только в насмешку.
Можно, конечно, ссылаться на опыт ряда зарубежных стран
(например, США), где минимальной явки избирателей действительно
не предусмотрено. Но в какой из этих стран возможен такой
беспредел административного ресурса, как у нас? В какой
из них перед выборами избирателей покупают при помощи
мешков с продуктами? В какой из них телевидение непрерывно
славит "партию власти"?
Что касается США, то там на недавних выборах в конгресс
большинство, как известно, получили демократы, и это при
правлении президента-республиканца. При этом демократов
никто с дистанции не снимал, их не "мочила"
государственная пропаганда, против руководителей компаний,
которые их финансировали, не возбуждали уголовные дела,
а местные избиркомы, вместо того чтобы обсчитать демократов
на нужное Джорджу Бушу число процентов и присудить республиканцам
победу, признали эти возмутительные для Белого дома результаты.
А теперь спросите себя: когда такое будет возможно в России?
Для критики неприкосновенны?
Другое изменение законодательства о выборах, проведенное
"Единой Россией" в ноябре, и вовсе беспрецедентно:
теперь одним кандидатам будет запрещено - ни больше ни
меньше - ... критиковать других кандидатов! Выступая по
телевидению, кандидатам нельзя будет распространять информацию,
"способствующую созданию отрицательного отношения"
к другим кандидатам и партиям или описывающую возможные
"негативные последствия" их избрания. То есть
о себе и своей позиции еще говорить можно, а о соперниках
- ни-ни.
Кто заинтересован во введении такого запрета, достаточно
очевидно: партии, представляющие действующую власть в
разных ее проявлениях. Именно им очень хочется стать неприкосновенными
для критики оппонентов. Представьте себе: проходят выборы
- и "Единая Россия" Бориса Грызлова и "Справедливая
Россия" Сергея Миронова взахлеб рассказывают с телеэкрана,
как они всей душой болеют за ветеранов и какой непродуманной
была, например, "монетизация льгот". И тут кто-то
из оппонентов ехидно напоминает в прямом эфире, как закон
о монетизации прошел и возглавляемую Грызловым Госдуму,
и руководимый Мироновым Совет Федерации, что называется,
со скоростью курьерского поезда. Как тут быть? Единственный
выход - заранее позаботиться о том, чтобы рот у оппонентов
был надежно заткнут...
В отличие от отсутствия порога явки законодательных положений,
которые бы запрещали взаимную критику на выборах (то есть,
по сути, запрещали предвыборную агитацию против конкурентов),
уж точно нет ни в одной из демократических стран мира.
Такое и в голову никому не могло бы там прийти - ведь
право на свободное высказывание своего мнения относится
к основополагающим правам человека и содержится во многих
ратифицированных Россией международных пактах. Да и в
российской Конституции тоже.
"Этим мы поставим барьер для "грязных технологий"!"
- уверяют представители "Единой России" в Госдуме.
Да бросьте, господа! "Грязные технологии" -
это совсем другое. Это когда выпускаются неоплаченные
из избирательного фонда телесюжеты, прославляющие конкретные
партии или кандидатов или "поливающие" их оппонентов.
Когда в газетах размещаются "серийные" заказные
статьи аналогичного содержания, подписанные вымышленными
именами и также не оплаченные из избирательного фонда.
Когда распространяются анонимные листовки против конкурентов,
обвиняющие их во всех смертных грехах, а милиция делает
вид, что не может найти тех, кто этим занимается. А когда
оппоненты открыто критикуют вас в эфире, напоминая избирателям
то, что вы хотели бы от них скрыть, - это не "грязные
технологии", а политическая конкуренция. Которая,
понятное дело, крайне не нравится тем, кто хотел бы сохранить
за собой политическую монополию...
Наконец, еще одно примечательное новшество в избирательном
законодательстве. До выборов теперь не будут допускаться
те кандидаты, которые обвинены в "деятельности, содержащей
признаки экстремизма", в том числе имеющие непогашенную
судимость за указанные деяния. Что же, экстремистам действительно
нечего делать в органах власти. Но понятие "экстремизм"
сформулировано сейчас в российском законодательстве настолько
туманно, что допускает его чрезвычайно "расширительное"
толкование - и понятно, в чью пользу.
Например, как "экстремизм" теперь трактуется
"осуществление хулиганских действий по мотивам идеологической
или политической вражды". Или "воспрепятствование
законной деятельности органов государственной власти,
избирательных комиссий, а также законной деятельности
должностных лиц". Что получается? Провел митинг против
"уплотнительной застройки" - экстремист. Поставил
пикет у входа в здание администрации, мешая свободному
проходу чиновников, - экстремист. Потребовал от председателя
избиркома считать бюллетени по закону, а получив (как
водится) отказ, повысил на него голос - экстремист. И
вообще едва ли не любое участие оппозиционной партии или
ее представителей в мирной, но не санкционированной властями
протестной акции может привести к обвинению в экстремизме
и отстранению от выборов.
Между прочим, российская Конституция вообще не позволяет
ограничить избирательное право гражданина, объявленного
экстремистом, для этого надо, чтобы он находился в местах
лишения свободы по приговору суда. Давно ли авторы "антиэкстремистских
ограничений" перечитывали наш Основной Закон?
Что дальше? Дальше, скорее всего, будет еще хуже. Ближе
к думским выборам-2007, очевидно, стоит ждать новых изменений
законодательства - так, чтобы сделать смену власти на
выборах теоретически маловероятной, а практически - невозможной.
Впрочем, в российской истории уже не раз бывало так,
что те, кто писал правила выборов "под себя",
впоследствии терпели катастрофическую неудачу. Не увидим
ли мы вскоре еще один пример такого рода