[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Дети кукурузы
Глава Газпрома раскрыл коммерческую тайну
"Новая газета - Санкт-Петербург", 4 декабря 2006 года   

Подведение в первый день зимы итогов конкурса проектов «Газпром-Сити» в Петербурге было бы примечательно одним лишь демонстративным пренебрежением позицией общества со стороны питерской власти.


Вот так это будет выглядеть

Все протесты – зодчих, режиссеров и литераторов, академиков и депутатов, общественных организаций и рядовых граждан – были высокомерно проигнорированы во имя интересов газового монополиста, желающего возвысить свой офис не менее чем на 300 метров над Невой (проект-лидер, уже метко прозванный «кукурузным початком», предусматривает высоту в 396 метров).

Ничего, что самые разные опросы показывают: подавляющее большинство горожан не желает возведения архитектурного супермонстра в устье Охты. Это не помешало представителю победившей в конкурсе компании заметить, что он «увидел только жалкую кучку тех, кто против», а питерскому губернатору Валентине Матвиенко – сообщить, что будущее строительство «Газпром-Сити» является «счастьем для города»…

Впрочем, еще примечательнее заявление главы Газпрома Алексея Миллера о том, что структуры его компании будут перечислять в питерскую казну 7 миллиардов рублей ежегодно. Деньги, конечно, большие – если не учитывать, что бюджет северной столицы на протяжении десяти лет будет субсидировать возведение небоскреба в размере 6 миллиардов рублей в год.
Иначе говоря, 86 процентов полученных от Газпромнефти налогов будут возвращаться обратно, а городу – доставаться только один миллиард рублей в год.

Но не так давно в Смольном называли совсем другие цифры!

В марте, когда Законодательное собрание обсуждало целевую программу финансирования «Газпром-Сити», вице-губернатор Михаил Осеевский утверждал, что на эти цели будет направляться «от 30 до 50 процентов» налоговых платежей Газпромнефти (тогда она еще именовалась Сибнефтью). Назвать более конкретную сумму, сколько же податей будет оставлять Газпромнефть на берегах Невы, г-н Осеевский отказывался, объясняя, что это-де коммерческая тайна.

– Ну, ориентировочно они будут перечислять в наш бюджет от 12 до 17 миллиардов рублей, – признался вице-губернатор, когда его совсем уж приперли к стенке. Получалось, что в самом пессимистичном варианте половина газпромовских налогов – 6 миллиардов рублей в год – все же останется в питерской казне.

«Вот видите как выгодно? – радовались многие депутаты. – Надо одобрить программу!»

Минуло восемь месяцев – и Алексей Миллер открыл «коммерческую тайну»: город получит только миллиард – в шесть раз меньше обещанного.

И сразу стало понятно, почему эту тайну так тщательно оберегали: если бы истинные размеры платежей были названы весной – даже у послушного единороссовского большинства Заксобрания могли бы возникнуть недоуменные вопросы.

Что получилось теперь? А вот что: сперва Питер увел гигантские суммы из бюджета Омской области (где была зарегистрирована Сибнефть) – а затем… затем отдал подавляющую часть этих средств обратно Газпрому, удержав себе лишь 14 процентов «комиссионных». Алексей Миллер может быть доволен фантастически успешной «налоговой оптимизацией» – кажется, еще никому в России такое не удавалось.

«Вот это откат! – восхитился знакомый экономист. – Ничего ребята не боятся!» А чего им, собственно, бояться, пока президентский пост занимает бывший начальник Миллера по питерской мэрии? Можно совершенно спокойно планировать (как это и предусмотрено проектом, победившим в конкурсе) последние четыре этажа будущего небоскреба, расположенные на высоте 320 метров, под «зону председателя правления ОАО «Газпром». Спору нет, вид оттуда будет открываться совершенно изумительный…

Впрочем, по закону сохранения денег столь феноменальный выигрыш Газпрома неизбежно должен привести к чьему-то столь же ощутимому проигрышу. К чьему – понятно. Помимо омичей, это петербуржцы. Вместо обещанных «миллиардов на развитие» они получат чудовищный небоскреб, построенный на их же кровные рубли. Стоит упасть ценам на топливо – и «кукуруза» неизбежно станет для потомков памятником эпохи бездарно промотанных нефтедолларов.

Напомним, перерегистрация Сибнефти оправдывалась в том числе необходимостью реконструкции разрушающегося исторического центра второй столицы России. Теперь же выясняется, что Газпром не только фактически освобождает себя от налогового бремени в Петербурге, но и необратимо уродует тот самый исторический центр, который порывался спасти.

Как в этой ситуации оправдать позицию питерской администрации, которая с упорством ранних христиан отстаивала целевую программу финансирования «Газпром-Сити»?

Может быть, вспомнить Павла Милюкова с его незабвенным: «Что это – глупость или измена?»

P. S. Конечно, остается одна, хотя и слабая, надежда – глава Газпрома, говоря о семи миллиардах рублей ежегодных налоговых платежей в питерский бюджет, заранее удержал из общей суммы те шесть миллиардов, которые пойдут на строительство небоскреба. И город будет получать-таки по семь миллиардов в год. В этом случае откат, полагающийся монополисту, составит всего-то 46 процентов. Впрочем, и о таком проценте другие налогоплательщики могут только мечтать…

"Новая газета - Санкт-Петербург", 4 декабря 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский 
 
Градостроительство и землепользование 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]