Жилищная
реформа в России снова откладывается – на один год. О том,
для чего нужно это время, и захотят ли власти им правильно
распорядиться, "Газета.Ru" беседует с депутатом
Госдумы Галиной Хованской.
- Галина Петровна, не получится так, что, начав, было,
немного шевелиться, и граждане, и власти теперь снова
впадут в спячку.
- Вполне может быть. Но, во-первых, не надо питать особых
иллюзий насчет переноса сроков. Законопроект принят только
в первом чтении, и есть силы, оказывающие ему яростное
сопротивление. Через день после заседания Госдумы мне
позвонил высокопоставленный чиновник и сказал, что второе
чтение этот документ не пройдет. А во-вторых, перенос
сроков – это не просто отсрочка для психологически не
готового к столь кардинальным переменам населения. Этот
год нужен, прежде всего, властям.
К реформе не готовы не столько граждане, сколько власти
всех уровней.
- Если оставить в стороне проблему отсутствия рынка
управляющих компаний (УК), в чем еще заключается эта неготовность?
- Прежде всего, в состоянии жилищного фонда, который
передается населению. Совершенно непонятно, кто будет
заниматься капремонтом огромного числа ветхих домов. Пока
в законе о приватизации записано, что это обязанность
властей, и с этой нормой можно обращаться в суд. Но через
три года уже не будет закона о приватизации.
Сегодня долг государства по непроведенному капремонту
оценивается в 10 трл. рублей, это два федеральных бюджета,
и за три года такие средства не выделишь. К тому же, обязанности
по капремонту прописаны так: "Власти могут выделять
деньги". А могут и не выделять? Федеральные власти
могут выделять средства на субсидии регионам, а могут
и не выделять? Если это не коррупция, то, как минимум,
предпосылки к ней.
Но если власти не начнут всерьез заниматься разрушающимся
жилищным фондом, через несколько лет жилищно-коммунальная
проблема станет проблемой министерства по чрезвычайным
ситуациям.
Кроме того, непонятно, что же передают муниципальные
службы в управление ТСЖ или частной компании. Не оформлен
имущественный комплекс, в собственность жильцов не оформлена
земля под домом. Даже технические подвалы, являющиеся
долевой собственностью жильцов, продолжают продавать и
сдавать в аренду посторонним лицам. Как ТСЖ сможет в случае
аварии добраться до нужных труб, если на дверях подвала
весит замок? И как вообще создавать товарищество в таком
доме?
Есть еще и серьезные пробелы в законодательстве – не
прописаны "правила игры". Так, например, не
определено, куда должны перечисляться дотации льготникам:
у многих нет персонифицированных счетов; ТСЖ или частная
управляющая организация не должны решать эту проблему.
Нет ни одного документа, в котором бы говорилось, какие
платежи являются обязательными, а какие – добровольными.
Если заранее не будет установлен обязательный для оплаты
всеми жильцами перечень необходимых для содержания и ремонта
дома услуг, нас ждет вал конфликтных ситуаций между небогатыми
и более обеспеченными собственниками квартир.
Ведь если на собрании большинством голосов будет принято
решение нанять супер-охрану, консьержку, развесить зеркала
и ковры, то каждый жилец будет обязан подчиниться и оплачивать
эти, пусть и полезные, но не подъемные для него фантазии
богатых соседей. С другой стороны, дома с долгами части
жильцов, отказывающихся оплачивать самое необходимое,
не возьмет ни одна управляющая компания.
В законодательстве не прописаны не только взаимоотношения
соседей между собой, но и с выбранной ими управляющей
компанией. Пока выходит, что ООО с уставным капиталом
в 10 тыс. рублей не обязано страховать свою собственность
перед жителями, передающими ему в управление свой дом.
При этом, государство полностью снимает с себя ответственность:
не создана система отбора УК, нет ассоциации УК, которая
контролировала бы их деятельность.
Для того, чтобы взять в управление жилищный фонд не
надо иметь даже лицензии!
- Получается, что со стороны ничем не регламентированных
частных УК можно ждать любых злоупотреблений?
- И злоупотреблений, и непрофессионализма. Во многих
регионах люди уже пострадали от нецелевого использования
управляющими компаниями собранных средств. По-началу,
жильцы могли быть даже довольны своей УК, а потом выяснялось,
что не переводились платежи за коммунальные услуги, и
жители оказывались перед угрозой отключения света и воды.
Так, в Астрахани некое ООО, взяв дом в управление, отремонтировало
подъезд и крышу, а через полгода в доме отключили воду,
так как УК не перечислила деньги поставщикам. И, кроме
того, остается еще проблема устанавливаемых УК расценок.
- Но как УК сможет завышать свои цены, если существуют
устанавливаемые властями верхние границы тарифов?
- Элементарно. Для этого существует немало способов.
Решение собрания о расходах принимается с учетом предложений
УК. Не забывайте, что установленные федеральной службой
по тарифам предельные допустимые индексы, ограничивающие
рост цен, скоро будут сняты.
Это будет сделано для того, чтобы соблюсти норму Жилищного
Кодекса о том, что решением общего собрания собственников
может быть установлена любая плата на содержание, текущий
и капитальный ремонт. Кстати, в пикантную ситуацию попадают
и власти. Как они в таком случае будут рассчитывать субсидии
и льготы, или компенсировать за нанимателей квартир те
суммы сверх установленных ставок, которые примут на общем
собрании жильцы дома?
- Ну, власти-то как-нибудь выкрутятся. А как быть
гражданам, которые в последние "горячие" месяцы
уже успели подписать подсунутые им договора?
- Не пороть горячку и еще раз пересмотреть ваш договор.
Получше познакомьтесь с этой компанией (устав, уставной
капитал, предыдущий опыт работы), выясните, не было ли
у нее случаев нецелевого использования средств. Если УК
действительно не вызывает у Вас доверия, то придется срочно
отзывать листы для заочного голосования. Но может быть
эта компания не такая уж и плохая. Для начала заключите
договор на один год, а если работа УК Вас устроит, его
можно будет продлить автоматически еще на год.
И обязательно потребуйте, чтобы УК застраховала свою
ответственность перед вами. Отказ от такого страхования
- вещь весьма показательная.
- А может быть вообще отказаться от всех посторонних
УК и самим заняться управлением?
- Остается еще две возможности - ТСЖ и непосредственное
управление. У ТСЖ есть единственное преимущество - возможность
контролировать траты денег, которые мы платим за жилищные
и коммунальные услуги. К сожалению, по остальным проблемам
- сплошные вопросы. Чего стоит только налогообложение
ТСЖ. Додумались даже до того, чтобы облагать налогами
средства, собираемые ТСЖ на капремонт. Получается, что
жители, собрав деньги, получают от этого прибыль и должны
заплатить с нее налог.
Что же касается непосредственного управления то, на мой
взгляд, в многоквартирных домах оно невозможно: каждый
из жильцов должен заключить договор с каждой предоставляющей
услуги организацией, а это безумное количество договоров.
Кроме того, при таком способе управления соседям надо
хорошо знать друг друга. Так что, в многоквартирном доме
лучше все-таки организоваться, утвердить смету и выбрать
приемлемого управляющего. А если выбор окажется неудачным,
то его можно будет изменить.