[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Алексей Мельников
СРП в 3050 году
Cпециально для сайта РОДП "ЯБЛОКО", 30 ноября 2006 года   
Если случится так, что от всей новейшей российской истории в руки будущему исследователю попадут только материалы российской прессы о соглашениях о разделе продукции (СРП), он сможет реконструировать существенные моменты политической истории современной России. И вероятно, причины её продолжающегося упадка. Не обойдётся, конечно, без уверенного тона, основанного на произвольных предположениях, так блестяще высмеянного в романе Питера Акройда «Платон». Но, в отличие от иронически утверждаемой в романе Акройда исторической чепухи, есть надежда, что в случае с СРП в силу больше связности материала, будут сделаны более точные выводы.


Будущему историку, живущему в начале 4 тысячелетия эры от Рождества Христова, и адресована эта статья. Давайте, дорогие читатели, отправим ему послание. Расскажем о нашей государственной политике за 10 лет на примере одного частного вопроса.


В нашем славном государстве вообще нет ничего устойчивого, всё у нас кампания.


Потому, учёный потомок, имей в виду особенность, свойственную политике в отношении к СРП в России – интерес к этой форме отношений государства и инвестора оживает всякий раз, когда цены на нефть и газ низкие. Если ты встретишь в прессе второй половины 90-х годов выступления руководителей нефтяных компаний, государственных деятелей с призывами как можно скорее усовершенствовать законодательство об СРП, знай – цены тогда стояли на невысоком уровне. И обратно, если ты прочитаешь чудовищную главу Налогового Кодекса, посвящённую СРП, или вчитаешься в суть поправок в закон о СРП в редакции 2003 года, знай – диктовали и принимали эти тексты люди, которых инвестиции в российскую нефтегазовую промышленность не очень волновали. Цены на нефть и газ были высоки, доходы росли, потому считалось, что с инвестициями всё образуется как бы само собой.


Из доступной прессы ты, будущий историк, можешь видеть, что первая волна атаки на СРП пришлась на 1995-1996 год. Именно тогда появились обвинения о «продаже родины», «продаже Сахалина», «колониальных СРП». В те годы атака на СРП носила идеологический характер. Коммунистическая партия (КПРФ) была достаточно неплохо представлена в учреждении «Государственная Дума». Поэтому обвинения в адрес СРП соседствовали с обвинениями в адрес «грабительской приватизации». Шла борьба за власть, 1996 год был «годом великого перелома», начиная с которого компартия покатилась под уклон.


Между тем, дорогой потомок, из древней истории соседнего с нами государства ты, наверное, знаешь, что китайские коммунисты охотно использовали СРП на своём шельфе с начала 80-х годов XX века, тем самым укрепив свою державу. Однако российские коммунисты были совершенно не таковы. Скорее всего потому, что в отличие от Китая не они регулировали процесс. Это почти уверенность, потому что когда советские коммунисты привлекали в добычу нефти японский капитал на основе концессий, всё было совсем неплохо. Всё было неплохо и позднее, поскольку переговоры по будущим проектам СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2» начинались ещё во времена СССР.


То есть, уважаемый друг, уже здесь ты можешь заметить, что в нашей стране всё дело в материальном интересе лиц, приобщённых к власти. Поскольку, в согласии с марксистской установкой, материальный интерес и определяет различного рода идеологические соображения. Вот и наш президент чуть что, сразу во всём видит материальную основу («коммерческий интерес»). И мы это хорошо усвоили – прислушиваясь к его словам, тоже стараемся понять, интересы какой «Балтийской финансовой группы» они отражают.


Вооружённые таким пониманием, мы не удивимся, узнав, что в течение 1997-2001 годов СРП опять буксовало. Так уж получилось, что материалистическая часть российского властного класса решила, что нужно построить многоступенчатую процедуру утверждения СРП через парламент и правительство. Это предполагало введение различных списков, критериев и много другого, предполагавшего хождение глав компаний по думским и правительственным кабинетам. Прими на веру мои слова. Однажды один влиятельный капитан нефтяного бизнеса рассказывал, что чиновники требовали с него за утверждение СРП десятки миллионов долларов. Он прокомментировал это так, что «это уже даже не взятка, а желание участвовать в разделе прибылей». Забегая вперёд, скажу, что спустя несколько лет вопрос стоял уже иначе – государевы холопья начали отнимать бизнесы и получать прибыли, всё более отодвигая крупных предпринимателей от этого приятного процесса. По принципу – я беру твоё, плюс общественное и ещё то, что считаю своим - это и есть моя справедливость.


Разумеется, люди, сопротивлявшиеся бюрократическому насосу по выкачиванию из бизнеса денег, подверглись атаке в прессе. Одновременно, говоря уголовно-властным языком «мочили» прозрачную модель государственного контроля над СРП, которую противники взяток защищали. В годы этой второй волны сгодилось и то, что выбросила на берег первая волна атаки на СРП – «распродажа родины», «продажа Сахалина» и прочие обломки.


Но вот, в начале нового тысячелетия случилось чудо – цены на нефть и газ резко пошли вверх. Российский нефтегазовый бизнес усилился, накопил миллиарды, научился работать с правительством и Думой. То было время большой дружбы крупных компаний и больших руководителей. Тогда стало понятно, что путём законных налоговых решений в условиях высоких цен на нефть можно зарабатывать десятки миллиардов долларов. Если же ещё привлекать для покупки собственных компаний иностранный капитал, разрабатывая при этом только те запасы нефти и газа, которые относительно нетрудно достать, то зачем здесь СРП? Это даже прямо вредная вещь, т.к. даёт тем же иностранным компаниям (да и некоторым российским конкурентам) разумную альтернативу и самостоятельность в работе на российском рынке. Отсюда родилась третья волна против СРП, которая, набирая силу в 2001-2002 годах, словно цунами, обрушилась на головы граждан в 2003 году. Многие наши граждане не привыкли к абстрактному мышлению, поэтому протикниками СРП в наших газетах публиковались картинки, возводишие истоки раздела продукции к распаду СССР. Сложно сказать, какие мысли об СРП рождались в голове современников при виде подобных картинок. Не исключено, что то были образы кота Базилио и лисы Алисы, делящих сольдо «умного и разумненького» Буратино.


И, как ты и догадываешься, учёный друг, снова были подхвачены обломки предыдущих кампаний – «распродажа Родины», «продажа Сахалина», «колониальные СРП». Материальный интерес, однако, как несложно заметить, остался прежним, но изменились его субъекты. То были уже не архаичные коммунисты, не чиновники-взяточники высшего и среднего звена, а крупный бизнес, лоббируемый высшей правительственной бюрократией. Последняя и сделала всё для того, чтобы в нашей стране работало только три СРП.


Читая газеты конца 2006 года, ты, дорогой исследователь, увидишь, что СРП снова под огнём критики. Опять ты можешь прочитать: «распродажа Родины», «продажа Сахалина», «колониальные СРП». Однако, в лице праведно гневающихся, ты почти не видишь старых лиц. Ты снова видишь чиновников, обеспокоено месящих сапогами осеннюю грязь на Сахалине, их мнение срочно доносится ведущими средствами массовой информации нашей страны. Что же погнало их в такую даль? Какой, говоря словами нашего президента-материалиста у них «коммерческий интерес»?


Применяя наш исторический метод, найдём, что это материальный интерес тех лиц, которые прикрываясь т.н. «государственными компаниями» страшно хотят «придти на всё готовенькое». Ты сам подумай, за 10 лет в Сахалин вложили 20 млрд. долларов, поставили единственные в России огромные ледостойкие платформы, протянули трубопровод, построили завод по сжижению газа, заключили контракты. То есть сделали всю работу и теперь, в согласии с установкой Шарикова (был у нас один такой) хотят «взять всё и поделить» - «Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!». То есть у нас в деле СРП есть теперь новый носитель материального интереса – руководство страны, действующее под прикрытием «государственных компаний» (с изрядным числом официальных частных акционеров). Это, как бы точнее выразится – высшая и заключительная стадия материального интереса, его монополизация, торжество власти-собственности.


Дорогой учёный друг! Хотелось бы с тобой поговорить, послушать твои исторические рассказы о прошедшем тысячелетии. Что нас сейчас, в нашем настоящем интересует, так это вопрос о том – когда наша страна погибнет с такой «коммерческой» государственной политикой? Сколько нам осталось? Доживём ли мы единой Россией до 2030 или 2040 года? Или к твоему времени след нашей державы уже стал малозаметным, затерявшись под новыми народам и государствами?


Мы, конечно, в силу интереса к теме СРП, написали тебе о частности. Однако чтобы попробовать на вкус варенье, не нужно есть всю банку, достаточно чайной ложки. Поверь нам, что и по всем основным вопросам дела в нашей России делаются так же, как и в случае с СРП.



Алексей Мельников
член Федерального совета РОДП «ЯБЛОКО»
30 ноября 2006 года


специально для сайта РОДП «ЯБЛОКО»


Cпециально для сайта РОДП "ЯБЛОКО", 30 ноября 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:



Алексей Мельников 
 
Законодательство об СРП 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]