[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Галина Хованская
Право на подвал
"Московские новости", 1 декабря 2006 года   

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который дает гражданам еще год на то, чтобы выбрать форму управления их домами. Сразу раздались голоса: депутаты мешают развитию конкуренции в сфере ЖКХ. Но о какой конкуренции можно говорить, когда лишь 5,9% от всего жилищного фонда России находятся в управлении жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ)? Из кого выбирать, если в одной Москве реально работают лишь 500 управляющих компаний, а нужно 5 тысяч? К передаче ЖКХ в частные руки в первую очередь не готова сама власть, причем по многим позициям.

Главный вопрос - это жилищный фонд, требующий капитального ремонта: он составляет примерно 60%. Первое, что интересует людей, стоящих перед выбором, создавать ТСЖ или нет: кто будет финансировать капитальный ремонт их домов?

Вопрос обоснованный: если дом не ремонтировался 30-40 лет, то капремонт - прямое обязательство бывшего наймодателя, то есть государства или муниципалитета. Об этом прямо говорит закон о приватизации жилищного фонда. Рассчитывая именно на эту норму, многие жители старых домов и приватизировали свои квартиры. Но закон о приватизации продлили только на три года. За этот срок выполнить обязательства в объеме двух федеральных бюджетов (а это 12 трлн. рублей) практически невозможно. Поэтому власти нужно уходить из сферы ЖКХ постепенно, а не сбрасывая разом все бремя на плечи нищих собственников. Иначе это приведет к массовой деприватизации жилья, что бумерангом ударит по той же власти: ей все равно придется платить за капремонт.

Кроме того, властями абсолютно не оформлен имущественный комплекс, то есть дома и участки, которые муниципалитеты собираются передать в частные руки. Не проведено межевание земельных участков, нет перечней общего имущества домов. Нет и денег на эту операцию в местных бюджетах.

Дальше - больше: если вы создали ТСЖ и начали честно собирать деньги на капремонт, вам придется отдать налоговой инспекции 24% с собранных вами средств: сегодня ТСЖ обложены налогом на прибыль и НДС, поскольку считаются перепродавцами коммунальных услуг. Получается система двойного налогообложения: ведь вы, собственники, уже честно заплатили с этих средств все налоги.

Когда, создав ТСЖ, жильцы начинают анализировать, кто собственник их подвала, парадного, чердака, то очень часто обнаруживают, что эти площади уже давно оформлены в собственность города. То есть город незаконно изымает у жильцов собственность, передает ее в аренду, а в худших случаях продает третьим лицам.

Поэтому, спускаясь в подвал, чтобы перекрыть подачу горячей водой, вы можете и не дойти до цели. При этом отстоять право на собственный подвал весьма сложно: в прошлом году Дума сократила с 10 до 3 лет срок, в течение которого жильцы могут обратиться по подобным вопросам в суд. Причем 3 года отсчитываются с момента совершения сделки, а не со времени, когда о ней стало известно жильцам.

Еще одна пикантная ситуация: в Жилищном кодексе есть понятие "обязательные платежи". Но никто не объяснил, что это такое. В то же время говорится, что решение общего собрания обязательно для всех собственников, являются они членами ТСЖ или нет. При этом 30% жильцов в новостройках - это люди из 5-этажек, очередники. Понятно, что в таком доме тут же возникает конфликт интересов: обеспеченное большинство всегда примет решение, которое должны будут выполнять все собственники. Абсурд в том, что бабушку, которая отказывается платить за парковку под домом (поскольку сроду не имела машины), могут привлечь к суду. Льготники и малоимущие вообще поставлены в очень сложное положение: сегодня только в трети субъектов Федерации введены личные персонифицированные счета граждан, получающих субсидии на оплату коммунальных услуг.

Наконец, сегодня полностью отсутствует контроль со стороны государства за деятельностью частных управляющих компаний. Услуги по управлению в сфере ЖКХ не подлежат лицензированию. Поэтому когда ко мне приходят избиратели и просят показать реестр частных управляющих компаний, из которых можно выбрать, я развожу руками: такого реестра нет. Не существует в этой сфере и саморегулирования, когда участники рынка сами защищают свой бизнес от проникновения недобросовестных участников. И здесь тоже вина законодателя: закон о саморегулируемых организациях до сих пор не прошел второе чтение.

Таким образом, прежде чем приступать к решительным действиям на поле ЖКХ, и законодательная, и исполнительная власти должны сделать несколько обязательных шагов в совершенствовании жилищного законодательства. Иначе и через год мы будем обсуждать все те же темы.

"Московские новости", 1 декабря 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Галина Хованская 
 
Реформа ЖКХ 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]