Госдума приняла в первом чтении законопроект, который
дает гражданам еще год на то, чтобы выбрать форму управления
их домами. Сразу раздались голоса: депутаты мешают развитию
конкуренции в сфере ЖКХ. Но о какой конкуренции можно
говорить, когда лишь 5,9% от всего жилищного фонда России
находятся в управлении жилищно-строительных кооперативов
(ЖСК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ)? Из кого
выбирать, если в одной Москве реально работают лишь 500
управляющих компаний, а нужно 5 тысяч? К передаче ЖКХ
в частные руки в первую очередь не готова сама власть,
причем по многим позициям.
Главный вопрос - это жилищный фонд, требующий капитального
ремонта: он составляет примерно 60%. Первое, что интересует
людей, стоящих перед выбором, создавать ТСЖ или нет: кто
будет финансировать капитальный ремонт их домов?
Вопрос обоснованный: если дом не ремонтировался 30-40
лет, то капремонт - прямое обязательство бывшего наймодателя,
то есть государства или муниципалитета. Об этом прямо
говорит закон о приватизации жилищного фонда. Рассчитывая
именно на эту норму, многие жители старых домов и приватизировали
свои квартиры. Но закон о приватизации продлили только
на три года. За этот срок выполнить обязательства в объеме
двух федеральных бюджетов (а это 12 трлн. рублей) практически
невозможно. Поэтому власти нужно уходить из сферы ЖКХ
постепенно, а не сбрасывая разом все бремя на плечи нищих
собственников. Иначе это приведет к массовой деприватизации
жилья, что бумерангом ударит по той же власти: ей все
равно придется платить за капремонт.
Кроме того, властями абсолютно не оформлен имущественный
комплекс, то есть дома и участки, которые муниципалитеты
собираются передать в частные руки. Не проведено межевание
земельных участков, нет перечней общего имущества домов.
Нет и денег на эту операцию в местных бюджетах.
Дальше - больше: если вы создали ТСЖ и начали честно
собирать деньги на капремонт, вам придется отдать налоговой
инспекции 24% с собранных вами средств: сегодня ТСЖ обложены
налогом на прибыль и НДС, поскольку считаются перепродавцами
коммунальных услуг. Получается система двойного налогообложения:
ведь вы, собственники, уже честно заплатили с этих средств
все налоги.
Когда, создав ТСЖ, жильцы начинают анализировать, кто
собственник их подвала, парадного, чердака, то очень часто
обнаруживают, что эти площади уже давно оформлены в собственность
города. То есть город незаконно изымает у жильцов собственность,
передает ее в аренду, а в худших случаях продает третьим
лицам.
Поэтому, спускаясь в подвал, чтобы перекрыть подачу горячей
водой, вы можете и не дойти до цели. При этом отстоять
право на собственный подвал весьма сложно: в прошлом году
Дума сократила с 10 до 3 лет срок, в течение которого
жильцы могут обратиться по подобным вопросам в суд. Причем
3 года отсчитываются с момента совершения сделки, а не
со времени, когда о ней стало известно жильцам.
Еще одна пикантная ситуация: в Жилищном кодексе есть
понятие "обязательные платежи". Но никто не
объяснил, что это такое. В то же время говорится, что
решение общего собрания обязательно для всех собственников,
являются они членами ТСЖ или нет. При этом 30% жильцов
в новостройках - это люди из 5-этажек, очередники. Понятно,
что в таком доме тут же возникает конфликт интересов:
обеспеченное большинство всегда примет решение, которое
должны будут выполнять все собственники. Абсурд в том,
что бабушку, которая отказывается платить за парковку
под домом (поскольку сроду не имела машины), могут привлечь
к суду. Льготники и малоимущие вообще поставлены в очень
сложное положение: сегодня только в трети субъектов Федерации
введены личные персонифицированные счета граждан, получающих
субсидии на оплату коммунальных услуг.
Наконец, сегодня полностью отсутствует контроль со стороны
государства за деятельностью частных управляющих компаний.
Услуги по управлению в сфере ЖКХ не подлежат лицензированию.
Поэтому когда ко мне приходят избиратели и просят показать
реестр частных управляющих компаний, из которых можно
выбрать, я развожу руками: такого реестра нет. Не существует
в этой сфере и саморегулирования, когда участники рынка
сами защищают свой бизнес от проникновения недобросовестных
участников. И здесь тоже вина законодателя: закон о саморегулируемых
организациях до сих пор не прошел второе чтение.
Таким образом, прежде чем приступать к решительным действиям
на поле ЖКХ, и законодательная, и исполнительная власти
должны сделать несколько обязательных шагов в совершенствовании
жилищного законодательства. Иначе и через год мы будем
обсуждать все те же темы.