[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Ведущий: Максим Шевченко. Гости: Борис Межуев, Анатолий Уткин, Алексей Арбатов
Итоги выборов в Конгресс США
"Маяк", 10 ноября 2006 года   

Прошедшие выборы в Конгресс США - как их итоги повлияют на отношения Москвы и Вашингтона? В гостях - главный редактор сайта «АПН.ру», зам. главного редактора журнала «Космополис» Борис Межуев, директор Центра международных исследований Анатолий Уткин, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Арбатов.

- Напомню результаты выборов. В палате представителей, то есть в Конгрессе, демократы получили 232 места, а республиканцы 203 места. Это значит, что демократы завоевали такое большинство, которое позволит им проводить через Конгресс практически любые решения. Среди губернаторов демократы также одержали победу. Из 50 штатов в 28 штатах победили демократы, в 22 - республиканцы. В Сенате голоса распределились пополам: 49 - демократы, 49 - республиканцы, и два голоса отдано так называемым независимым кандидатам.

Последние семь лет во главе власти Соединенных Штатов Америки стояли республиканцы, которые держали большинство в палате представителей. Последние четыре года президента Клинтона прошли при демократическом президенте и республиканском Конгрессе. Сейчас же серьезнейшая эпоха в истории Соединенных Штатов Америки и в истории мира выходит на какой-то иной виток. За 12 лет прошла война в отношении Югославии, которая была инициирована американцами. Американцы напали, разгромили и оккупировали саддамовский Ирак. Случилось 11 сентября. Началась борьба с международным терроризмом. Американцы вместе со своими союзниками обосновались в Афганистане и в зоне Персидского залива. Мировая карта изменилась... Некоторые эксперты недвусмысленно говорят, что в мире пахнет войной, третьей мировой войной. Так ли это? И что значит смена политической парадигмы США?

Прошу начать Анатолия Ивановича Уткина.


Анатолий Уткин: Вы называли 8 лет, 12 лет, а моя любимая цифра - 25 лет.

- Вы считаете и президента Рейгана?


Анатолий Уткин: Конечно. Именно начиная с Рейгана, с 1981 года правые в Соединенных Штатах получили преимущество.

- Правые - это республиканцы?

Анатолий Уткин: Правые - это, конечно, республиканцы.

- А демократы - левые?

Анатолий Уткин: Демократы - это левые. Однажды Энгельс сказал, что американские две правящие партии - это две горошины из одного стручка. В чем-то это справедливо. Но если мы смотрим на тех, кто голосует за эти партии, то видим, что это абсолютно разные люди. Республиканцы - это богатые, образованные жители ближайших пригородов. Это владельцы всех средств массовой информации, это англосаксы, это люди, которые владеют страной и считают себя ответственными за них. Демократы - это бедные жители центров городов, жители далеких пригородов, все американские меньшинства. Это не англосаксы. Но демократов всегда больше. И если они объединены и у них есть лидер, они всегда победят. Хотя подобное редко случается.

- Анатолий Иванович, что значит для современной России смена власти в законодательных структурах американской системы политического управления?

Анатолий Уткин: Для России это означает окончание 25 лет сурового давления крайне правых антироссийских и антисоветских до этого сил. Сил, которые считали, что главное на международной арене - это сила, и которые после президента Рональда Рейгана удвоили ассигнования на военные нужды, а потом шли тем же путем, несмотря на то, что Советский Союз исчез. Эти крайние силы уходят в небытие. Неоконсерваторы, демократические империалисты - как бы ни назывались эти силы, они всегда стояли за то, чтобы их военные расходы были не менее половины мировых, чтобы 144 спутника смотрели и слушали все наши разговоры, чтобы мировой океан был подвластен американскому флоту.

- То есть вы считаете, что России станет легче дышать?

Анатолий Уткин: Да. Будет ситуация, которая была до 1981 года. Та самая, которую мы ... по картам и другим...

- Давайте пока на этом остановимся. Пожалуйста, Алексей Георгиевич Арбатов, ваше мнение?

Алексей Арбатов: У меня иной взгляд на эти события. 1990 годы прошли под знаком демократической администрации. В 1990 годы республиканцы не имели большинства в Конгрессе, а имели лишь ее часть. Демократы, как правило, более склонны к применению силы за рубежом. И корейская война, и вьетнамская война. Конечно, не они начали вторую мировую войну, но при них она началась, и они под руководством Рузвельта абсолютно правильно приняли в ней участие.

Корейская война - при демократах, вьетнамская война - при демократах, война в Югославии - при демократах. Демократы склонны ставить идеологию на передний план. Поэтому Советскому Союзу было труднее с ними иметь дело. К тому же, они более склонны были заигрывать с Китаем, что тоже для Советского Союза было трудно, потому что вы помните, что, начиная с конца 1960 годов, Китай превратился во врага Советского Союза.

- Зато первым президентом, который приехал в Китай, был Ричард Никсон, республиканец.

Алексей Арбатов: Да, первым приехал он. Но демократы всегда были склонны идти на компромисс с Китаем. Поэтому для Советского Союза как врага Китая было труднее. Республиканцы же более склонны наращивать военную силу, выделять больше денег на военные нужды, в меньшей степени были склонны вести переговоры по разоружению. Но они не были прагматиками. Киссинджер – очень известный человек в США - идеал прагматического подхода, абсолютно реалистического, даже говорят “реальная политика - это Киссинджер”. И они не очень интересовались внутренними делами Советского Союза, потому что считали, что здесь все равно ничего не изменишь, а склонны были скорее к политическому манипулированию. Нынешнее руководство, республиканская администрация, она сломала эти стереотипы. Во-первых, они стали суперидеологическими и стали насаждать везде демократию, даже в таких странах, которым до демократии еще 500 лет.

- Это республиканцы?

Алексей Арбатов: Их даже и называют неоконсервативными. Это абсолютно новые люди, которые пришли вместе с администрацией Буша.

- Алексей Георгиевич, Буш, несмотря на то, что он воевал в Ираке, в Афганистане, явно демонстрировал некоторые личные симпатии, расположение. Принято считать, что между Россией и США, несмотря на похолодание в последние год-два, все-таки были хорошие отношения при администрации Буша, достаточно ровные. Во многом, кстати, благодаря России, которая заняла последовательную политику в отношении, допустим, американской антитеррористической операции. При демократах отношения изменятся?

Алексей Арбатов: Нет, при демократах и при Ельцине отношения России и США были значительно лучше. Каждый раз, прежде чем федеральный бюджет, проект закона поступал в Думу, он шел в Вашингтон и там получал одобрение… Уж какие тогда были отношения, это не дай Бог!

- Уж это мы догадывались и в 1990 годы.

Алексей Арбатов: Сейчас же отношения стали более прагматичными.

- Изменятся ли к худшему или к лучшему отношения между США и Россией в связи с торжеством демократической партии?

Алексей Арбатов: Наверное, немного изменятся к лучшему. Но преувеличивать значение этой победы все же не стоит. Как предвестник президентских выборов, которые будут через два года, это имеет значение. Тогда придет, скорее всего, демократическая администрация. Но сама по себе... Палата представителей – принимает очень малое участие во внешней политике, Сенат принимает участия значительно больше. Сенат ратифицирует международные договоры, Сенат дает разрешение на применение военной силы…

- А там 50 на 50 соотношение?

Алексей Арбатов: Да. Поэтому как сигнал республиканцам - это важно. Буш уже начинает смягчать свою позицию по ряду вопросов.

- Борис Вадимович Межуев. Как вам кажется, для России эти выборы что-то значат серьезное?

Борис Межуев: С одной стороны, безусловно, для России, как и для всего мира, выгодно, что Соединенные Штаты извлекли некоторый урок из своих действий в Ираке, и что американский народ рано или поздно показал свое отношение к тому, что произошло в 2003 году, и к тому, что продолжается сейчас. Теперь, безусловно, власть в Соединенных Штатах расколота, нет того монолитного единства, которое было у республиканцев в течение шести предшествующих лет. Безусловно, действия Соединенных Штатов и Буша будут скованы, и в том числе в направлении, которое было заявлено ранее. Я почти убежден, что вряд ли стоит ожидать каких-то ударов по Ирану. В частности, мы видим это по последнему назначению. Пришел человек, который еще недавно предлагал Соединенным Штатам заключить дипломатические отношения с Ираном или, по крайней мере, резко смягчить с ним отношения. То есть явно, что два ближайших года, мне кажется, ситуация на мировой сцене будет не такой острой, как это было все предшествующие годы.

- Значит ли это, что сейчас американская администрация, будь она республиканская или через два года, может, уже будет демократическая, откажется от политики глобального контроля и силового доминирования, которого она придерживалась в последние годы?

Борис Межуев: Я думаю, она не откажется. Но осуществлять ее будет сложнее.

"Маяк", 10 ноября 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Алексей Арбатов 
 
 Международная политика

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]