В минувшую
среду столичные чиновники и депутаты обсудили московские
пробки. По результатам беседы выяснилось, что никаких срочных
мер для предотвращения многочасовых заторов наподобие того,
что парализовал Москву в прошлый вторник, у властей в запасе
нет.
По данным департамента транспорта и связи Москвы, в столице
ежегодно становиться на 150 000 автомобилей больше. Как
рассказал начальник департамента Леонид Липсиц, если такие
темпы сохранятся, то количество машин будет расти еще
12 лет, пока не достигнет 500 штук на тысячу людей. По
опыту европейских стран, на таком уровне рост автомобилизации
обычно замирает, так как, по демографическим данным, только
500 человек из тысячи могут управлять автомобилем. Остальные
500 - это старики и дети.
Обсуждая «Проблемы организации дорожного движения
в Москве» на заседании в Мосгордуме, представители четырех
ведомств, отвечающих за дороги в столице, единодушно сошлись
на том, что в пробках виноваты сами водители.
Они паркуются в неположенном месте, выезжают на перекресток
во время затора и не дают проехать общественному транспорту.
Липсиц предложил усовершенствовать российские законы,
которые сейчас, по его мнению, не дают возможность адекватно
карать нарушителей: «К сожалению, все законы, регулирующие
движение транспорта федеральные. Это и закон «О безопасности
движения», и Административный кодекс. Чтобы обеспечить
нормальный режим движения транспорта, надо вносить в них
изменения».
В первую очередь Липсица не устраивают размеры штрафов
за неправильную парковку: «Если сейчас бросить машину
по середине проезжей части и перегородить дорогу на весь
день, то штраф будет 50 рублей. Это сравнимо со стоимостью
одного часа на парковке». Замначальника московской ГАИ
Александр Борисов предложил наконец-то узаконить эвакуацию
неправильно припаркованных машин, которая, правда, и так
проводится в Москве: «Надо внести изменения в КоАП касательно
эвакуации транспорта. Пусть эта мера и не решает всех
проблем, но автомобили с дороги общественного транспорта
убираются».
По мнению начальника московского департамента транспорта,
даже если повысить штрафы, выписывать их будет некому.
«Гаишники не в состоянии справиться с ситуацией на дорогах
без камер, которые снимали бы нарушение и регистрационный
номер виновника», - уверен Липсиц. Чтобы штрафовать водителей
на основании показаний камер, также необходимо менять
законодательство. Одна из проблем - водители, управляющие
автомобилем по доверенности. В случае если нарушение регистрирует
камера, караться будет только владелец, на которого оформлен
автомобиль.
По-видимому, решив пройтись по всей цепочке от преступления
до наказания, Липсиц посетовал, что сейчас не соблюдается
принцип неотвратимости наказания.
В качестве меры он предложил не выдавать техосмотр до
тех пор, пока автовладелец не оплатить все выписанные
ему штрафы:
«Существующая система сбора штрафов не работает, а с
техосмотром будет работать. Я знаю это точно. Люди не
могут ездить без техосмотра».
За автомобилистов заступился только депутат от партии
«ЯБЛОКО» Сергей Митрохин, сказав, что сначала надо решить
проблему с парковочными местами, а уже потом ужесточать
штрафы.
По мнению Митрохина, в числе приоритетов транспортной
политики на первом месте должно стоять развитие инфраструктуры
(развязки, тоннели, эстакады), на втором - повышение привлекательности
общественного транспорта (выделенные полосы, бесплатный
проезд по наиболее загруженным магистралям, развитие метро
и т.п.), и только потом - и после всего этого - повышение
штрафов. А у чиновников - все наоборот. «На каждый штраф
есть взятка, на каждое повышение штрафа - повышение взятки».
По его словам, московские чиновники страдают дефицитом
нертивиальных идей и нетривиальных решений.
Главный инженер НИПИ Генплана Москвы Юрий Коротков
напомнил, что в создании пробок виноваты не только водители
- в городе не хватает дорог.
По плотности застройки Москва опережает города Западной
Европы в 2,5-3 раза, а количество дорог в 7-10 раз меньше.
«Если у нас плотность такая большая, то, может быть,
пора прекращать застраивать Москву, особенно центр, торговыми
и офисными центрами?» - задал вопрос депутат Митрохин
(фракция «ЯБЛОКО»- Объединенные демократы». Ю. Коротков
от прямого ответа на него уклонился.
«У нас дефицит не только в дорожной сети, а также в наземном
транспорте, метро и на железной дороге, - пояснил эксперт.
- Если автомобилисты решат пересесть на общественный транспорт,
с ним возникнут еще большие проблемы». В то же время Коротков
убежден, что одними изменениями в Генплане пробки не ликвидировать:
«Необходима политика города по решению дорожно-транспортных
проблем. Тогда их можно было бы решать уже сейчас. Например,
разобраться с платными или принадлежащими магазинам, банкам
парковками на проезжей части. Ведь это территория общего
пользования».
Чиновники успокоили друг друга, заявив, что контролируют
ситуацию. «Мы работаем. Если бы мы не работали, то Москва
давно бы встала. Правда, мы можем только компенсировать
рост количества машин. Улучшений в дорожной ситуации пока
не будет», - сказал главный транспортник.
Поскольку критической ситуацию с дорожным движением в
Москве, никто так и не признал, на крайние меры власти
пока не идут. Например, Липсиц заверил собравшихся, что
въезд в центр ограничен не будет:
«Пока меры по ограничению въезда в центр города вводить
не планируется. Ввод платного въезда в центр города -
это крайняя мера. Сейчас ни ГАИ, ни столичное руководство
не готовы к тому объему нарушений, который вызовет ограничения
проезда автомобилей».
Начальник департамента ЖКХ Артур Кескинов оказался единственным
представителем городских властей, который пообещал облегчить
жизнь московским водителям в ближайшее время. По его словам,
коммунальщики будут убирать снег только в ночное время
- с полуночи до 5 утра. Также городские коммунальные службы
прекращают раскапывать московские улицы в период с 1 ноября
по 31 марта. Исключение будет сделано только в случае
возникновения провалов на дорогах или аварий теплосети.
Замечание Сергея Митрохина о дефиците нетривиальных решений
получило неожиданный отклик от мэра Москвы Ю. М. Лужкова.
11 ноября он заявил о том, что с целью разгрузки московских
дорог чиновники должны начинать рабочий день в 7. 00 утра