В конце
минувшей недели Институт развития системы образования провел
исследование толерантности среди российских школьников по
отношению к инородцам. Результаты повергли ученых в шок.
73% опрошенных детей испытывают неприязнь к приехавшим в
их города чужакам. Эксперты убеждены, ксенофобия и национализм
– проблемы не столько школы, сколько общества, которую нужно
решать во всех сферах и на государственном уровне. Между
тем социологи бьют тревогу. В условиях многонационального
государства подобные тенденции уже через тридцать лет могут
оказаться губительными для всей страны.
Исследователи считают, что причина негативного отношения
к приезжим кроется в нехватке воспитания этнической терпимости
в школах. Дело в том, что в современной России отсутствует
практика знакомства детей с культурой других народов.
Кроме того, по словам экспертов, школьники совершенно
не в курсе тех прав и обязанностей, которые возлагаются
на них законом и Конституцией. Поэтому уважение к другой
культуре, национальности, религии для многих почти ничего
не значит. «С начала 90-х годов начались крупные кампании
по деидеологизации российского образования, – рассказал
«НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей
Комков. – В результате из образовательных программ российских
школ изъяли все воспитательные уроки. Свято место пусто
не бывает, в итоге пустующую нишу заполнили псевдопатриотические
идеи».
«Для любого ребенка и так характерно деление людей на
своих и чужих, – рассказал «НИ» председатель специальной
комиссии Думы по образованию Евгений
Бунимович. – Все те глобальные события, которые происходят
в стране, неминуемо находят свое отражение среди учащихся.
А то, что сейчас происходит в России, совершенно не способствует
ни терпимости, ни мирному сосуществованию. Чужие определены,
задача – их не любить – поставлена. Вот вам и результат
в виде таких цифр».
По свидетельству некоторых московских учителей, минимум
20% школьников с 5-го по 11-й классы симпатизируют националистам
или же напрямую относят себя к скинхедам. «Нередко дети
совершенно не стесняются в выражениях, чтобы как-то обидеть
и задеть своих нерусских однокашников, – рассказал «НИ»
учитель истории школы-гимназии Александр Баранов. – Помню,
после погрома в Царицыно старшеклассники очень оживленно
обсуждали этот случай. Некоторые откровенно уверяли сверстников,
что если из Москвы выставить всех чужаков, город обязательно
станет лучше. Некоторые приезжие ребята, конечно, не выдерживают
хамства в отношении себя. Однажды на перемене даже подрались
пятиклассники из-за того, что один обозвал другого «чуркой»».
Такая картина характерна практически для всех школ столицы.
«На партах и стульях встречаются выцарапанные или нарисованные
свастики и лозунги вроде «Россия для русских. Москва для
москвичей», – пояснила «НИ» учитель русского и литературы
общеобразовательной школы Елена Шубина. – Недавно на моем
уроке один ученик высказал мысль, что если бы герой Отечественной
войны 1812 года Багратион жил в наше время в Москве, ему
пришлось бы плохо».
Сами дети также отмечают, что национализм и ксенофобия
в школах достаточно распространены, хотя не везде ярко
выражены. «В школе, где я учусь, ребята в основном живут
дружно, – объяснил «НИ» ученик 9-го класса Иван. – Хотя
в моем классе есть двое парней, которые называют себя
скинами. Они постоянно задирают ребят-азербайджанцев из
другого класса и обзывают их. Говорят, чтобы они убирались
из Москвы и России. Однажды они даже оскорбили учительницу-армянку.
После этого в школу вызвали родителей, а их самих отвели
к директору. Но через неделю они опять стали себя вести
по-прежнему».
Исследователи убеждены, если бы в российских школах достаточно
внимания уделялось воспитанию этнической терпимости, результаты
были бы иными. По словам проректора Института развития
системы образования, профессора Галины Новиковой, необходимо
создать новые программы воспитания и образования, а также
переучить педагогов, особенно начальных классов. «Обучение
человека на протяжении жизни не должно сводиться к простому
накапливанию знаний. Должны прививаться манеры поведения
в открытом мире», – заявила журналистам г-жа Новикова.
О том, что в школах необходимо прививать толерантность,
говорил вчера на заседании правительства и мэр столицы
Юрий Лужков. Впрочем, правозащитники достаточно скептически
смотрят на возможность изменить ситуацию с помощью одной
только школы. По их мнению, корень зла кроется не столько
в недостатке системы современного образования, сколько
в ситуации, которая складывалась в обществе годами.
«Улица, пресса, «патриоты» с экранов в течение долгого
времени вбивали в головы людей, что «инородцы» – это плохо,
а ненавидеть их – великий патриотизм, – пояснил «НИ» председатель
Московского антифашистского центра Евгений Прошечкин.
– Закономерный результат этой пропаганды таков, что большая
часть россиян теперь поддерживают бесправные гонения на
грузин, а дети превращаются в националистов. Проблему
решать нужно на всех уровнях, а не только в рамках школьного
образования».
Психологи также считают, что проблема национализма и
ксенофобии слишком запущена, чтобы возлагать ее решение
на плечи школьных учителей. «Школа просто не может вдруг
сделать детей терпимыми, – объяснила «НИ» детский психолог
Татьяна Муха. – Так называемые уроки доброты останутся
уроками, очередной формальностью, которая никак не повлияет
на изменение ситуации к лучшему. Проблема неприязни других,
к сожалению, действительно связана с общей ситуацией в
России. Многие идеи ксенофобии идут от родителей. А их
уже не перевоспитаешь».
Проблему нетерпимости и национализма, уверяют эксперты,
могут решить только серьезные государственные социальные
программы. «Следует превратить тему превосходства одной
нации над другой в неприличную, – пояснил Евгений Бунимович.
– Сегодня же она актуальная, интересная, широко обсуждаемая».
Между тем социологи уже бьют тревогу. Процесс радикального
изменения общественного сознания происходит по прошествии
двух поколений. Одно поколение в духе ксенофобии уже воспитано.
«При сохранении существующей тенденции уже через тридцать
лет в стране можно будет ожидать крупные национальные
катаклизмы, – пояснил «НИ» ведущий научный сотрудник Аналитического
центра Юрия Левады Леонид Седов. – Большая часть взрослого
населения пропитано нетерпением и ксенофобией. Сейчас
к ним присоединяются дети. В условиях многонационального
государства все это, увы, может грозить просто развалом
России».