- Григорий Алексеевич, встречаемся мы с вами между
двумя праздниками. Прошел день 4 Ноября, который отмечается
уже два года, это День народного единства, как он теперь
называется в календаре. И мы с вами стоим накануне 7 Ноября,
которое до недавнего времени называли Днем согласия и
примирения, до этого - праздником Великой Октябрьской
социалистической революции. Как вам кажется, современная
Россия прошла путь от примирения и согласия к единству
народному? И помнит ли она еще уроки Великой Октябрьской
революции?
Григорий Явлинский: Я думаю, что, к сожалению, эти задачи не решены.
Праздники вообще-то назначенные. У праздника, например,
4-го числа есть одна интересная особенность. Я, вообще
говоря, не знаю, насколько это праздник. Потому что для
людей праздник то, что они чувствуют, а не когда чего
назначили.
- Это памятная дата.
Григорий Явлинский: Да. Давайте лучше скажем, что это некая памятная
дата, которую начальство объявило памятной датой. И чтобы
ее лучше запомнили, в этот день устроили выходной. Вот.
Хотя на самом деле это интересный день в истории нашей
страны, потому что это такой день гражданского общества.
Это когда граждане России разочаровались в правителях
своих, собрались и сами по себе пришли и их прогнали.
Они, правда, их сначала звали, те пришли, потом они им
не понравились.
- Вы имеете в виду Смутное время, когда народное ополчение
самоорганизовалось.
Григорий Явлинский: Да. Не понравились они им очень, и их прогнали.
Но они прогнали их сами, без приказа. Вот собрались гражданин
Минин, князь Пожарский и сказали: “Уходите отсюда вон,
вы нам надоели”. Дело это очень хорошее. Но, кстати, это
же тоже такой праздник интересный вот почему. Из-за чего
получилось Смутное время? Оно же получилось после кого?
После Ивана Грозного.
- Даже в большей степени после Бориса Годунова.
Григорий Явлинский: Да. А почему так получилось? Потому что Иван
Грозный изменил весь порядок жизни. Он все общие дела
с народом объявил государевыми, и народ оказался в положении,
когда ему уже ничего не оставалось делать и все было в
руках только государя или государства на то время. А еще,
кроме того, он лишил земли всякой самостоятельности, то
есть некому там было даже править. И поэтому когда его
не стало и Бориса Годунова не стало, то некому стало просто
править. И тогда стали звать поляков, а потом стали их
прогонять. Кстати говоря, это очень интересный урок истории
- вот такая авторитарная политика, когда у народа отбирают
самоуправление, народ сам собой не управляет, ему назначают
всех: мэров, губернаторов, всех назначают, и потом, когда
приходит дело к тому, что нужно что-то делать, народ говорит:
“А мы не умеем, мы никогда это не делали, вы нам всегда
говорили, вы нами руководили. А теперь куда же вы все?”
- На самом деле в тот момент, когда местное самоуправление
было закончено, поскольку власть была авторитарной, гражданское
общество, тем не менее, существовало, потому что и гражданин
Минин, и князь Пожарский, и вся их дружина, собранная
на гроши и копейки, на пожертвования, это и был тот самый
случай самоорганизации именно гражданского общества на
высокой ноте.
Григорий Явлинский: Точно!
- Авторитарная власть не является, таким образом, препятствием
для организации гражданского общества?
Григорий Явлинский: А не было уже, было Смутное время. Авторитарная
власть привела к Смутному времени. Потому что авторитарный
лидер исчез, и поскольку за время его правления все структуры
самоуправления граждан разрушены были, когда он исчез,
началось Смутное время со всеми его следствиями. Кончилось
даже тем, что пришли такие специальные люди в Кремль,
которых потом стоило прогонять.
- Но это был непродолжительный период времени.
Григорий Явлинский: Сколько длилось Смутное время?
- Сейчас не скажу, но десятилетие.
Григорий Явлинский: В том-то и дело. Как же непродолжительное?
Ничего себе непродолжительное! Это очень неприятный период
времени.
- Но за 10 лет гражданское общество не может самоорганизоваться.
Григорий Явлинский: Как говорится, мало не покажется никому 15
лет Смутного времени. Вот уроки такие надо извлекать.
И вот 4-е число - это такое напоминание о том, что же
вы, собственно говоря, сегодня делаете. И здесь же и ответ
на вопрос о том, а как тут насчет народного единства?
Непонятно, с кем народ должен объединиться, но, наверное,
имеется в виду с бюрократией. С кем он должен соединиться-то?
Он вроде как народ и народ. А с кем ему надо объединяться?
- С самим собой. В том числе сейчас те противоречия, которые
существуют в нашем гражданском обществе, они приводят
к тому, что ни граждане не могут объединиться, ни гражданские
организации какие-то, ни правительственные. Все они раздираемы
противоречиями и все находятся в поисках некоей общей
объединительной идеи.
Григорий Явлинский: Да, я думаю, что это связано в том числе и
с тем, что для властей нынешних, как и властей того времени,
1612 года, это было довольно давно, объединение этих гражданских
организаций всех вместе, оно может быть очень опасным,
как и тогда оказалось опасным.
- Власть всегда действует по принципу “разделяй и властвуй”.
На то она и власть. Но задача формирования общественного
договора, она связана с тем, что...
Григорий Явлинский: Что-то я не понял. Сначала вы сказали, что
хотят, чтобы было единство. В то же время говорите, что
власть всегда действует по принципу “разделяй и властвуй”.
Так единство или разделяй?
- А мы говорим о народе и власти. Потому что цель любой
власти, демократической ли, авторитарной ли, - властвовать,
а для этого хороши любые методы, в том числе и разделение
для продвижения собственных интересов.
Григорий Явлинский: Я совершенно с этим не согласен. Я только согласен
с тем, что действительно в нашей стране все устроено примерно
так, как вы сказали, это правда. Это вы совершенно точно
сказали. Только я думаю, что это в XXI веке очень плохо.
И даже, как оказывается, в 1612 году, довольно давно.
Но тогда все-таки были, как оказалось, независимый от
властей князь и независимый от властей гражданин. И вот
они соединились и прогнали тех, кого захотели прогнать.
Ну, дождетесь.
- Вы себя чувствуете гражданином Мининым или князем
Пожарским? Вы кто сейчас, в современной российской политической
действительности?
Григорий Явлинский: Я - гражданин Григорий Алексеевич Явлинский.
- Ваши действия, гражданин Явлинский? В политической
ситуации нынешней?
Григорий Явлинский: Нынешней? Говорить правду. Говорить правду
и действовать в соответствии со своими убеждениями. И
честно работать как профессор, доктор экономических наук.
Вот это мои действия.
- Вы на сегодняшний момент в большей степени работаете
как профессор и доктор экономических наук или как политический
деятель? Осталось ли для вас пространство в нынешней политической
системе, созданной и сформированной в том числе и вашей
работой в политике?
Григорий Явлинский: Если вы серьезно задаете вопрос, сейчас очень
тяжелое для политики время, потому что ее нет. Публичной
политики сейчас нет, сейчас существует такая торгово-закупочная
политика административного толка. Политиков пытаются выстроить
в одну линейку, сделать их клиентами, то есть людьми,
которые приходят, что-то просят у властей, и если они
властям подходят, значит, власти им там что-то дают, а
если они не приходят, значит, власти им ничего не дают.
Сейчас пытаются выстроить такую политику. Думают, что
это полезно, по крайней мере для удержания власти. Я думаю,
что это очень грубая ошибка, потому что это лишает людей
всякой инициативы. И проблема заключается в том, что люди
очень остро ощущают отсутствие возможностей.
- Григорий Алексеевич, когда вы говорите "власть",
за вашими словами стоит "начальство". Слово
“начальство” вы уже неоднократно упоминали в нашем разговоре,
когда говорили, что 4 ноября начальниками назначено как
День народного единства. Но вообще-то праздники назначаются.
Если вспомнить, тот же самый Петр Первый назначил самый
любимый праздник - Новый год. Церковь назначила Рождество.
Праздники не возникают, как мне кажется, из глубины, они
кем-то учреждаются, назначаются. Переходя к теме начальства
и власти, вы говорите, что к властям надо приходить, власти
пускают или не пускают. Власть - начальник, власть - бюрократ,
как она формируется?
Григорий Явлинский: Чтобы нам легче было это обсуждать, когда я
говорю на том уровне, на котором вы спрашиваете, это Путин.
Он решает все эти вопросы. Он сказал: сделайте праздник
в этот день. Получится из этого праздник или не получится,
мы посмотрим, поверит ли в это народ. Или придет следующий
Путин и отменит этот праздник, как у нас часто бывает,
так может случиться.
- Вы сказали, что публичной политики нет. Но все равно
существует Российская объединенная демократическая партия
“Яблоко”. Партия “Яблоко” не может существовать вне политической
системы. Вы что, в безвоздушном пространстве существуете,
если у нас нет политики?
Григорий Явлинский: Если говорить о политической системе, да, сегодня
партия "Яблоко"...
- И чувствуете ли вы свою вину за то, что вы сейчас
не являетесь активным субъектом партийной жизни?
Григорий Явлинский: Я чувствую вашу вину за это.
- Четвертой власти, что ли, опять?
Григорий Явлинский: Нет. Я имею в виду граждан. Я думаю, что граждане
согласились с тем, что у нас так есть и так будет. Будут
фальсифицировать выборы, они будут с этим соглашаться.
Это опасная тенденция, потому что дети же еще есть, надо
же думать, что будет с детьми, если не улучшать вот эти
главные механизмы, через которые люди выражают свою волю.
Вот раньше они могли сидеть переключать каналы телевизора.
- С первой программы на вторую. Даже при советской
власти. Там шло одно и то же. А потом анекдот: “Я тебе
покручу!”
Григорий Явлинский: В том-то и дело.
- Сейчас все-таки есть некое разнообразие.
Григорий Явлинский: Да, правильно, там сидят люди с галстуками
разного цвета. Вот это разнообразие, оно такое на самом
деле. Это дело-то весьма серьезное, и некоторая опасность
здесь существует, потому что свобода в этом отношении
СМИ и их ответственность за безопасность страны в том
числе - это очень серьезная ведь вещь. А что касается
политической партии, вы совершенно правы. Очень трудно
существовать независимой политической организации в условиях,
которые сегодня сложились в России. Потому что очень трудно
существовать, когда нет независимого финансирования, нет
независимых СМИ, нет независимой даже судебной системы.
Но тем не менее наша партия существует. Более того, даже
официально признано в ней почти 60 тысяч членов. Это значит,
люди согласились властям подтвердить, что они члены партии.
- Можно подумать, что “Яблоко” стало такой радикально
оппозиционной партией, что членство в ней равносильно
угрозе для жизни.
Григорий Явлинский: А давайте я предложу вам при возможности связаться,
допустим, с нашей организацией в Ульяновске, они вам расскажут,
как выгоняют с работы. Правда, Щекочихин - это все-таки
член фракции "Яблоко", и "Новая газета",
Политковская - люди очень близкие к "Яблоку".
А Лариса Юдина, про которую вы, наверное, слышали...
- Наша коллега-журналистка.
Григорий Явлинский: ...она возглавляла организацию “Яблоко” в Калмыкии.
Так что тут вопрос гораздо сложнее. Но даже проще могу
сказать: позвоните в Ульяновск, сделайте такой репортаж.
Вот людям говорят: или вы уходите из “Яблока”, или мы
вас увольняем с работы.
- А в суд не пробовали обращаться? Потому что это является
дискриминацией по партийному признаку. И любой суд отстоит
ваши права.
Григорий Явлинский: Я думаю, что доказать такую вещь в суде крайне
затруднительно, как вы догадываетесь.
- Но создается политический прецедент. Для вас как
для политической партии это важно.
Григорий Явлинский: Совершенно правильно. Я думаю, что мы обязательно
воспользуемся вашим советом. И я буду просить вас пригласить
меня, вы потом поправите там все, что вы найдете нужным,
но я расскажу нашим слушателям о том, что получилось в
суде. А на самом деле я хотел сказать, между этими двумя
праздниками, что мы очень любим нашу страну, мы очень
любим ее, и по-настоящему. И особенность нашей партии
заключается в том, что те, кто в ней состоят уже много
лет, она уже существует 15 лет, это люди, у которых есть
особенность: они ничего у страны не украли и ни разу никого
не обманули. Это, мне кажется, в нашей стране очень важно.
А критикуем мы и со многим не согласны, потому что мы
не только хотим любить свою страну, но мы еще хотим ее
уважать. Это очень важно. Это как с самым близким вам
человеком, например, с вашим ребенком. Конечно, вы его
любите, потому что это ваш ребенок. Но вы его критикуете,
вы его воспитываете, вы за ним следите, вы его поправляете,
у вас бывают с ним даже острые конфликты. Почему? Потому
что вы хотите еще его и уважать. И в этом смысл работы.
Вот в этом смысл работы партии “Яблоко”.