В четверг,
9 ноября, будет опубликовано уже подписанное распоряжение
российского правительства об объявлении конкурса на право
заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве,
финансировании и эксплуатации Западного скоростного диаметра
в Санкт-Петербурге. Заявки на предквалификационный отбор
для участия в конкурсе будут приниматься до 15 января. Победитель
конкурса, вероятно, будет объявлен летом 2007 года на очередном
Петербургском экономическом форуме, а осенью с ним подпишут
окончательное соглашение.
Планируется, что к 2010 году Петербург получит скоростную
дорогу, и при этом потратит из своего бюджета лишь небольшую
часть ее стоимости. А именно – 13,8 миллиарда рублей из
83,6 миллиардов, необходимых для строительства. 28 миллиардов
уже выделено из Инвестиционного фонда, около 42 миллиардов
должны внести будущие инвесторы.
Однако на деле все не так просто. Питерская администрация,
которая прилагает огромные усилия для лоббирования проекта
ЗСД, привычно умалчивает о неприятных для нее соображениях,
которые не укладываются в разрекламированную схему.
Нужен ли городу в принципе Западный скоростной диаметр?
Соображений в пользу этого проекта немало. Город на самом
деле задыхается без дорог. И транспортное сообщение между
севером и югом Петербурга, мягко говоря, оставляет желать
лучшего. Васильевский остров давно превратился в ловушку
для автомобилей. Выехать из Приморского района на юг или
из Купчина на север и северо-запад – настоящая мука. Центр
города постоянно забит пробками, из-за чего воздух в центральных
районах уже давно стал потенциально опасным для здоровья…
С этим никто не спорит. Вопрос не в том, делать или не
делать, а в том, как именно делать.
Начнем с простого. Весной, когда проект ЗСД был представлен
на конкурс инвестиционных проектов, проводимый Минэкономразвития,
называли стоимость строительства – 57 миллиардов рублей.
Теперь говорят уже о 84 миллиардах. Разница – в полтора
раза. В чем же дело?
Тогда же, весной, говорили и о том, что проезд по ЗСД
будет платным, 25–30 рублей с машины. В конце сентября,
когда на заседании комиссии Законодательного собрания
по городскому хозяйству выступали проектировщики ЗСД,
называлась сумма уже 30–40 рублей. А через месяц в Смольном
называют уже совсем другие цифры: 100 рублей – для легковых
машин, от 150 до 300 – для грузовых. Не слишком ли стремительно
растут аппетиты у еще не названных «инвесторов»?
Если ЗСД, как нас уверяют, предназначен для того, чтобы
горожане с севера или запада Петербурга могли легче добираться
на свои дачные участки на юге (или наоборот), то многие
ли садоводы согласятся платить по 200 рублей за проезд
туда и обратно по скоростной трассе? Если немногие – то
откуда возьмутся обещанные 90 – 110 тысяч машин в сутки,
которые, как нам говорят, будут проноситься по трассе
ЗСД? За счет грузовиков? Но все ли владельцы грузового
транспорта согласятся платить такие деньги за проезд «с
ветерком»?
Наконец, еще одно соображение. Трасса будет иметь от
шести до восьми полос. Простой расчет показывает, что
при запланированной интенсивности движения (в среднем
по 100 тысяч машин в сутки) по каждой из полос должны
проезжать десять машин в минуту – или одна машина в шесть
секунд. Как проектировщики ЗСД представляют себе такую
пропускную способность на платной дороге? Ведь водителю
каждой из этих машин надо остановиться и заплатить, возможно
получить сдачу. Как при этом уложиться в шесть секунд?
А если не укладываться – тогда рассыпаются экономические
расчеты проектировщиков и становится непонятно, как инвесторы
собираются окупить свои затраты…
Впрочем, не будем считать будущих инвесторов меценатами,
готовыми ценой неисчислимых убытков подарить северной
столице скоростную трассу. Им ничего не угрожает! Будущее
концессионное соглашение предусматривает, что, если концессионер
не добирает доходов, то город обязуется компенсировать
ему недостачу. (Об этом говорилось 25 октября на заседании
городского правительства, когда утверждалось постановление
об условиях, порядке и сроках заключения концессионного
соглашения по ЗСД.)
Не кажется ли вам, что это уже хорошо знакомая схема,
когда под «инвестициями» понимается что-то совсем другое?
Ситуация проста: окажется дорога прибыльной – прибыль
получит будущий инвестор. Окажется убыточной – убытки
возьмет на себя город. Так в Смольном (уже не впервые!)
понимают «частно-государственное партнерство»: доходы
оказываются частными, а расходы – государственными?
Что же, надо полагать, на таких условиях найти инвестора
будет нетрудно – риска-то никакого. Неудивительно, что
уже более двадцати компаний проявили интерес к такой беспроигрышной
игре. Ведь в проигрыше при таком раскладе может остаться
только город. Но это, похоже, не слишком тревожит Смольный.
Кстати
К проекту ЗСД есть немало и других вопросов, на которые
питерская администрация упорно не отвечает. Почему, в
противоречие с недавно принятым Генпланом развития Петербурга,
вдоль западного берега Васильевского острова скоростную
трассу хотят провести на расстоянии в 90 метров от существующей
жилой застройки, притом что генплан диктует расстояние
в 200–250 метров? Почему игнорируются доводы ученых –
экологов, географов, ботаников (среди которых исследователи
с мировым именем), которые утверждают, что строительство
трассы угрожает Юнтоловскому заказнику?
Между тем жители прилегающих к трассе ЗСД кварталов требуют
проведения общественных слушаний и независимой экологической
экспертизы для оценки последствий строительства. Ответов
от администрации нет. Ну а пока жители борются за свои
права как могут. В минувшую субботу у входа в Юнтоловский
заказник проходила очередная акция протеста, которую власти
отказались санкционировать. Администрация Приморского
района сослалась на проведение в этот же день «Русского
марша». Правда, милиция не стала разгонять граждан со
вполне, в общем-то, логичными лозунгами: «Оставьте в покое
Юнтоловский заказник». А также красноречивое: «Государственный
бюджет – это наши деньги. Наши деньги – на наши нужды».
С этим трудно поспорить.