В октябре
на работников сферы образования и одаренных учеников пролился
золотой дождь. На днях министр образования и науки Андрей
Фурсенко сообщил, что 10 тыс. учителей в этом месяце уже
получили гранты на 100 тыс. руб. в рамках национального
проекта «Образование». Более 5 млрд. руб. было распределено
между ведущими вузами страны. Эксперты относятся к денежным
наградам двойственно. С одной стороны, они рады, что правительство
взяло курс на финансовую поддержку учебных заведений и одаренных
учеников. С другой – опасаются, что деньги получат не юные
дарования, а родственники и «любимцы» преподавателей и ректоров.
Массовая выдача грантов и премий работникам образования
и талантливой молодежи началась меньше, чем год назад.
По словам министра Андрея Фурсенко, только вузам в этом
году будет выплачено 5 млрд. рублей на реализацию инновационных
программ. Школам же выдадут специальные президентские
премии по 1 млн. руб. А к концу октября закончится выдача
более 5 тыс. грантов победителям региональных и международных
олимпиад. Премии в размере от 30–60 тыс. рублей будут
перечислены на личные счета детей. И это далеко не все.
Представители учебных заведений рады любым деньгам, поэтому
в целом поддерживают идею выдачи грантов. Смущает их только
одно: в нашей стране деньги далеко не всегда доходят до
адресата. «Саму идею выдачи грантов я оцениваю положительно,
но очень часто выделенные средства стали оседать в карманах
чиновников, – рассказал «НИ» президент Всероссийского
фонда образования Сергей Комков. – Чего стоит только реализация
программы «Одаренные дети». Поступало много жалоб на то,
что выделенные деньги тратятся не по назначению. Например,
недавно мы проводили расследование по денежным переводам
в фонд одного образовательного центра в Челябинске. Так
вот найти это учреждение нам так и не удалось. Получается,
что это просто фиктивная организация. И таких случаев
сколько угодно». Выход из создавшегося положения г-н Комков
видит в контроле за тратой средств общественными структурами,
а не только государственными.
Такого же мнения придерживается и председатель Комиссии
по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. Он считает,
что государственное распределение грантов может в итоге
привести к тому, что реальные деньги будут получать только
ученики и студенты, приближенные к руководству школ. «При
выдаче грантов нужно привлекать как можно больше экспертных
оценок знаний и достижений молодых людей, – пояснил «НИ»
г-н Бунимович. – Нужно смотреть индекс цитируемости, если
рассматривать опубликованную научную работу. У нас принято
экономить на отборе кандидатов. Считается, что лучше уж
все деньги выдадутся в виде гранта, чем уйдут на выбор
номинантов. Но это неправильно».
Нет четких критериев и при выдаче премий высшим учебным
заведениям. «Наш вуз получал гранты, но среди них нет
ни одного образовательного, а деньги университету необходимы,
– сообщил «НИ» проректор по научной работе Московского
государственного университета печати Вячеслав Воргачев.
– Конечно, мы будем участвовать и в следующих конкурсах,
но так и не понятно, по каким критерием оцениваются предлагаемые
проекты».
Отсутствием четких критериев распределения грантов активно
пользуются российские чиновники. «Часто при распределении
грантов встречаются свои подковерные договоренности, когда
победитель заранее известен, – рассказал «НИ» заведующий
кафедрой социального страхования Российского государственного
социального университета Никита Кричевский. – В государственных
учреждениях гранты часто заказывают под доказательство
нужного тезиса. То есть чиновник хочет провести определенную
реформу. А чтобы обосновать ее необходимость, он предлагает
грант. В результате реформа получает теоретическое обоснование
и вводится. А грант достается студенту или вузу, который
ее разрабатывал».
Впрочем, эксперты не отрицают, что выдача грантов школьникам
и студентам – это хороший стимул для развития талантливой
молодежи. Особенно перспективны гранты для обучения за
рубежом. «Очень хорошо, когда молодой человек имеет возможность
поучиться за 5–6 лет сразу в 2–3 вузах, – убежден г-н
Бунимович. – Не всегда ему выдается свидетельство о втором
образовании, но в любом случае он имеет возможность познакомиться
с западным или восточным менталитетами. Это очень помогает
при работе в компаниях, где необходимо постоянно общаться
с иностранными партнерами».
Вместе с тем гранты на обучение за рубежом вызывают наибольшие
споры среди отечественных экспертов. «На мой взгляд, выделять
государственные средства на стажировку за границей не
стоит, – заявил «НИ» г-н Комков. – Более 90% тех, кто
учился в иностранных университетах, либо остаются работать
за рубежом, либо устраиваются в российские филиалы заграничных
компаний. В любом случае денег государству они не приносят.
Я считаю, что финансировать обучение в западных вузах
могут, например, предприниматели, в компанию к которым
студент придет на работу».