[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Нина Важдаева, Анна Козлова
Осыпать грантами
Число премий в сфере образования растет, но деньги не всегда доходят до адресата
"Новые Известия", 25 октября 2006 года   
В октябре на работников сферы образования и одаренных учеников пролился золотой дождь. На днях министр образования и науки Андрей Фурсенко сообщил, что 10 тыс. учителей в этом месяце уже получили гранты на 100 тыс. руб. в рамках национального проекта «Образование». Более 5 млрд. руб. было распределено между ведущими вузами страны. Эксперты относятся к денежным наградам двойственно. С одной стороны, они рады, что правительство взяло курс на финансовую поддержку учебных заведений и одаренных учеников. С другой – опасаются, что деньги получат не юные дарования, а родственники и «любимцы» преподавателей и ректоров.

Массовая выдача грантов и премий работникам образования и талантливой молодежи началась меньше, чем год назад. По словам министра Андрея Фурсенко, только вузам в этом году будет выплачено 5 млрд. рублей на реализацию инновационных программ. Школам же выдадут специальные президентские премии по 1 млн. руб. А к концу октября закончится выдача более 5 тыс. грантов победителям региональных и международных олимпиад. Премии в размере от 30–60 тыс. рублей будут перечислены на личные счета детей. И это далеко не все.

Представители учебных заведений рады любым деньгам, поэтому в целом поддерживают идею выдачи грантов. Смущает их только одно: в нашей стране деньги далеко не всегда доходят до адресата. «Саму идею выдачи грантов я оцениваю положительно, но очень часто выделенные средства стали оседать в карманах чиновников, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Чего стоит только реализация программы «Одаренные дети». Поступало много жалоб на то, что выделенные деньги тратятся не по назначению. Например, недавно мы проводили расследование по денежным переводам в фонд одного образовательного центра в Челябинске. Так вот найти это учреждение нам так и не удалось. Получается, что это просто фиктивная организация. И таких случаев сколько угодно». Выход из создавшегося положения г-н Комков видит в контроле за тратой средств общественными структурами, а не только государственными.

Такого же мнения придерживается и председатель Комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. Он считает, что государственное распределение грантов может в итоге привести к тому, что реальные деньги будут получать только ученики и студенты, приближенные к руководству школ. «При выдаче грантов нужно привлекать как можно больше экспертных оценок знаний и достижений молодых людей, – пояснил «НИ» г-н Бунимович. – Нужно смотреть индекс цитируемости, если рассматривать опубликованную научную работу. У нас принято экономить на отборе кандидатов. Считается, что лучше уж все деньги выдадутся в виде гранта, чем уйдут на выбор номинантов. Но это неправильно».

Нет четких критериев и при выдаче премий высшим учебным заведениям. «Наш вуз получал гранты, но среди них нет ни одного образовательного, а деньги университету необходимы, – сообщил «НИ» проректор по научной работе Московского государственного университета печати Вячеслав Воргачев. – Конечно, мы будем участвовать и в следующих конкурсах, но так и не понятно, по каким критерием оцениваются предлагаемые проекты».

Отсутствием четких критериев распределения грантов активно пользуются российские чиновники. «Часто при распределении грантов встречаются свои подковерные договоренности, когда победитель заранее известен, – рассказал «НИ» заведующий кафедрой социального страхования Российского государственного социального университета Никита Кричевский. – В государственных учреждениях гранты часто заказывают под доказательство нужного тезиса. То есть чиновник хочет провести определенную реформу. А чтобы обосновать ее необходимость, он предлагает грант. В результате реформа получает теоретическое обоснование и вводится. А грант достается студенту или вузу, который ее разрабатывал».

Впрочем, эксперты не отрицают, что выдача грантов школьникам и студентам – это хороший стимул для развития талантливой молодежи. Особенно перспективны гранты для обучения за рубежом. «Очень хорошо, когда молодой человек имеет возможность поучиться за 5–6 лет сразу в 2–3 вузах, – убежден г-н Бунимович. – Не всегда ему выдается свидетельство о втором образовании, но в любом случае он имеет возможность познакомиться с западным или восточным менталитетами. Это очень помогает при работе в компаниях, где необходимо постоянно общаться с иностранными партнерами».

Вместе с тем гранты на обучение за рубежом вызывают наибольшие споры среди отечественных экспертов. «На мой взгляд, выделять государственные средства на стажировку за границей не стоит, – заявил «НИ» г-н Комков. – Более 90% тех, кто учился в иностранных университетах, либо остаются работать за рубежом, либо устраиваются в российские филиалы заграничных компаний. В любом случае денег государству они не приносят. Я считаю, что финансировать обучение в западных вузах могут, например, предприниматели, в компанию к которым студент придет на работу».

"Новые Известия", 25 октября 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

 Евгений Бунимович
 
Политика в области образования 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]