Андрей Шарый: Чем более централизована страна,
тем сложнее управлять ею при наличии такой огромной территории,
как в России. Это верно?
Григорий Явлинский:
Так она никакая не централизованная, никакой централизации
в России нет вообще.
Андрей Шарый: А вертикаль власти?
Григорий Явлинский: Да какая там вертикаль... Послушайте,
ну что вы говорите такое? Ничего нет, ни вертикали, ни
горизонтали, ничего нет, даже диагонали. Деньги есть –
это действительно работающая система. Я вообще выступаю
за максимальную федерализацию страны, максимальную в экономическом
смысле слова, и минимальную политическую.
Андрей Шарый: Так бывает?
Григорий Явлинский: Конечно. Я, например, выступаю за
выборы губернаторов, я выступаю за то, чтобы максимальное
число налогов оставалось на территориях. Я, например,
выступаю за то, чтобы территории имели максимальные экономические
права, насколько это возможно. Но я выступаю за единую
конституцию, за соблюдение прав человека и за то, чтобы
президент или верховная власть была гарантом конституции
во всей стране и гарантом прав и свобод каждого человека
в этой стране.
Андрей Шарый: Я думаю, что если бы сейчас здесь сидел
Владимир Путин (что невозможно), он бы согласился с вашими
словами. Он тоже за все это выступает. И я не исключаю
даже, что он хочет этого всего дела. Вопрос в том, почему
у него не получается?
Григорий Явлинский: Какого этого дела? Он ничего так
не хочет. Он хочет назначать губернаторов, и назначает.
Он хочет отбирать все налоги у регионов, и отбирает. Он
хочет из Кремля управлять всем телевидением, и он уже
покорил все местное телевидение...
Андрей Шарый: То есть, вы думаете, что это он?
Григорий Явлинский: Я не думаю, я твердо знаю, что это
лично его решения и лично его политика.
Андрей Шарый: То есть те политические обозреватели, которые
относят его к мягкой, колеблющейся, непонимающей части
кремлевской номенклатуры, относятся к нему как к королю,
которого играет свита, не правы?
Григорий Явлинский: Я с ними не согласен и вообще думаю,
что это какая-то глупость.
Андрей Шарый: То есть вы считаете Путина самостоятельным
политиком?
Григорий Явлинский: Абсолютно. Я считаю, что все решения,
вплоть до решений, с какими проездными билетами должны
ездить несчастные пенсионеры, у которых отобрали льготы,
он принимает сам. Другой вопрос, надо или не надо, но
он сам этим занимается, он сам решает. Он этим и поражает
ваших коллег, когда они к нему приезжают на Валдай и президент
им профессионально рассказывает, как труба должна стоять,
где кран находится и прочее всякое такое. Он действительно
это знает, вникает во все эти вещи, хочет их знать, может,
хаотически, может спорадически, может не системно, но
не в этом дело. Все ключевые решения Путин принимает сам.
И не надо здесь никаких иллюзий. У него есть определенная
философия жизни в России, понимаете. Он эту философию
излагает очень открыто раз за разом, просто никто не хочет
это слышать. Есть две сущности. Одна сущность – это государство.
И есть другая сущность – народ. И все политическое искусство
заключается в том, как их соотнести между собой. Тоталитарное
государство обижает народ, мучает его. Либеральное государство
не вмешивается в личную жизнь и так далее. Вот идея, которой
живете вы или я, о том, что государство - это то, что
люди создают себе в качестве инструмента решения некоторых
своих проблем. Так Путин эту идею не принимает в принципе.
Андрей Шарый: А почему, как вы думаете, мы с вами в меньшинстве
на своей родине?
Григорий Явлинский: Потому что не было такой традиции
никогда. Никогда в России люди для себя государство не
строили, не было такого опыта. Да и в Европе это случилось
только после Второй мировой войны, кстати говоря. Я почему
все время подчеркиваю - современная европейская цивилизация.
В Америке такое было, когда-то они приехали туда и построили
себе государство, как свой инструмент. В этом штука всей
конституции американской. Больше нигде такого не было,
в Европе после войны начали строить государство по такому
принципу. Когда каждый государственный институт – для
человека. Невозможно себе представить, чтобы паспортистка
работала не тогда, когда нужно тем, кто идет оформлять
паспорт в ЖЭК, а тогда, когда ей удобно. Вот так и государство
работает. А в России сейчас произошло еще одно очень интересное
обстоятельство. Некая группа людей назвала государством
себя, вообще поставила вопрос так: ты меня не любишь,
значит не любишь Россию.
Андрей Шарый: Мы их назовем как? Коллективный Путин?
Григорий Явлинский: Пожалуйста, назовите. Конечно, это
его администрация - это уж точно. Как, ты можешь спорить?
Значит ты против России. Потому что Россия – это я. Хотя
на самом деле эти люди государство никак не представляют,
они вообще никем не избраны, но они так захватили и сказали,
что это мы, и мы должны придумать идеологию, мы должны
придумывать концепцию развития, мы должны придумывать
концепцию жизни. Это все нам принадлежит, это все мы.
И отношение к себе они рассматривают как отношение к государству.
Государственник – это тот, кто его любит. А который его
не любит, тот значит антигосударственный элемент. И это
прямое следствие той самой концепции, когда есть две сущности.
Тут есть только одна штука. Такая концепция, как я понимаю,
была до 17-го года, самодержавие в этом и заключалось.
Но там, правда, царь был помазанник Божий. Там идея была
в том, что он Господом назначен руководить всем, и в этом
смысле он есть государство российское. А здесь неувязочка