[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Ольга Боброва
Зима. Зурабов торжествует
Президентская программа повышения рождаемости с 1 января 2007 года начинает приносить пользу. Немногим. И не матерям
"Новая газета", 16 октября 2006 года   

Правительство вплотную взялось за рождаемость. Появились первые наметки по поводу материнского капитала, положенного женщинам за обеспечение стабильного прироста населения. Таким образом, министры пытаются реализовать президентский завет насчет денег, которые будут получать матери за рождение второго ребенка. Капитал определили пока в размере 250 тысяч рублей, хотя министр Зурабов обмолвился, что сумму будут ежегодно пересматривать и индексировать.

Предполагается, что выплаты будут начислять с 1 января 2007 года. Семьи, которые поторопились и обзавелись вторым до того, как президент предложил за это приплачивать, пускай тоже не отчаиваются. Разработчики проекта советуют этим семьям приступать сразу к третьему ребенку. А вот рожать дальше особого смысла уже нет (если следовать той логике, которую нам предлагает президент). Материнский капитал — разовая выплата. Третьего, четвертого и пятого ребенка после 2007 года россияне будут рожать по старинке, то есть забесплатно.

Специалисты из зурабовского ведомства прикинули уже, что в 2007 году появится порядка 570 тысяч претенденток на выплаты. Посредством простых математических выкладок получаем сумму, которую государство должно выдать этим женщинам: выходит 142,5 миллиарда рублей. А меж тем Зурабов уже отрапортовал, что родившим в 2007 году запланировано выплатить только 131,8 миллиарда. Закон еще толком не готов, а двенадцати миллиардов уже не хватает. И уж, наверное, не оттого, что в Минздраве умножать не умеют.

Закрадываются сомнения: кому-то государство платить не намерено. И встает вопрос, по какому принципу будут отбраковывать семьи, не достойные выплат. Этот механизм, кажется, уже проработан.

Законодатели решили, что материнский капитал нельзя будет использовать в первые три года после рождения ребенка. То есть раньше 2010 года никаких денег никому не дадут. «За этот период семья должна продемонстрировать возможности воспитания ребенка», — подчеркивает Зурабов. Как именно семья будет демонстрировать свои воспитательные возможности, министр не поясняет, но соответствующие службы, наверное, разберутся. И если выяснится, что эти родители ребенка воспитать не могут, то и денег им не будет. Пускай живут как знают. Так что 12 миллиардов, наверное, как раз предполагается сэкономить на тех, кто не умеет воспитывать своих детей.

Хотя отсрочка с получением капитала в три года — это не традиционная халатность министров, которые опять забыли подумать. Здесь они как раз все рассчитали. Отложив выплаты, они предполагают отсеять тех, кто собирается нажиться на президентской милости. Разработчики программы опасаются, что российские женщины расценят новую программу как эффективный способ заработка. Родила, получила деньги — ребенка в детдом. И основания для тревоги действительно были бы, если бы матерям выдавали живые деньги. А то ведь материнский капитал — это лишь виртуальное выражение президентского участия в вопросах демографии. Никаких денег на руки никому не дадут. Коляски, подгузники и ползунки — все за собственный счет. Зурабов уже распорядился насчет того, куда можно тратить эти деньги, а куда нельзя. Получилось, к сожалению, что почти никуда нельзя.

Предлагается, в частности, вариант с ипотекой. «Если кредит взят в этом году, то впоследствии, с момента начисления материнского капитала, эти средства можно будет направить на его погашение», — рассудил министр. Это он хорошо придумал, только забыл согласовать свою идею с застройщиками. Иначе бы знал, что за 250 тысяч рублей в Москве можно купить только санузел в коммунальной квартире. Этих денег не хватит даже на первоначальный взнос по кредиту.

И вообще автору проекта стоило бы поинтересоваться, сколько у нас семей, которые, планируя второго ребенка, решаются еще и на покупку квартиры в рассрочку. Позволить себе сразу и детей, и ипотеку могут очень немногие, и для этих людей 9 тысяч долларов погоды не делают. А вот кому эти деньги действительно нужны, так те не про ипотеку думают, а про памперсы, которые Зурабов оплачивать не хочет.

Есть еще вариант вложить деньги в образование детей. И здесь опять все кое-как. Например, учить ребенка в нормальной частной школе, согласно новому закону, не получится: средства материнского капитала можно тратить только на дополнительное образование. А базовое — извольте за собственный счет. Или пользуйтесь бесплатными услугами, которые предоставляет государство.

Тратить капитал на лечение Зурабов тоже запретил. По его мнению, медицина для детей должна быть бесплатной. Безусловно, ему как министру виднее, как все должно быть, да только у нас бесплатной медицины нет. Миллионам детей по всей стране нужны дорогие лекарства и операции. Многим — по жизненным показаниям. Хорошая инвалидная коляска стоит несколько тысяч долларов, но государство от своих щедрот никогда ее ребенку не купит. А даст другую, попроще, потому что какая ему, инвалиду, разница. Матери годами ходят с протянутой рукой, всем миром по копейке собирают деньги на лечение своих детей. Вот пускай им Зурабов расскажет про бесплатное здравоохранение.

Предусмотрен еще третий вариант вложения материнского капитала, и вот здесь, наверное, таится основной смысл проекта. Разработчики разрешили просто перевести деньги в накопительную часть пенсии. Скорее всего, именно так распорядится своим капиталом большинство матерей. И каждый год сотни миллиардов будут поступать в Пенсионный фонд — любимое детище министра Зурабова. Он не только изобрел оригинальную схему, по которой можно крутить в банках средства соотечественников, но и придумал, как по-новому влить в эту структуру деньги.

Планы и разъяснения

Из послания президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации
<…> Государство, если оно действительно заинтересовано в повышении рождаемости, обязано поддержать женщину, принявшую решение родить второго ребенка. Должно предоставить в ее распоряжение, так сказать, первичный, базовый, «материнский капитал», который реально повысил бы ее социальный статус, помог бы решать будущие проблемы.
10.05.2006

Потери в пути: около 50 млрд рублей из программы исчезли
Секретарь президиума генсовета «ЕР», вице-спикер Госдумы Вячеслав ВОЛОДИН:

— Президент назвал конкретную дату: программа должна быть запущена уже с 1 января 2007 года. Я думаю, законодателям понадобится несколько месяцев. Глава государства озвучил конкретные цифры, и их нужно учесть в бюджете на 2007 год. 250 тысяч рублей — чем не материальная база?! Эти деньги действительно та сумма, с помощью которой мать может полностью обустроить свое дитя. На начальной стадии планируется на этот пункт программы выделить до 180 млрд рублей в год.

Политтехнология: а татарам не ждать?

Глеб ПАВЛОВСКИЙ, президент Фонда эффективной политики:
— Путин говорит впервые так ясно, с моей точки зрения, что его политика — это политика нации, политика русского народа, и она диктуется приоритетами российской нации и русского народа. <…> В послании описана программа восстановления нации, и при этом названы инструменты и цифры, которые к этому относятся.

Заинтересованные лица

Надежда ПРУСЕНКОВА, «Новая»:
Это не женский вопрос, а мужской
На мое желание заводить детей никакие факторы не влияют — детей я хочу. Желательно троих. Что останавливает меня в данный момент? Исключительно взаимоотношения с их предполагаемым отцом. Конечно, есть еще проблемы с жильем, боязнь потерять карьеру, боязнь резко изменить свою жизнь и т.д. Но, глядя на опыт моих знакомых родивших пар, беспроблемного состояния не бывает никогда. Просто на смену одним проблемам приходят другие. И если сейчас не готов, через десять лет тоже готов не будешь. «Вот сейчас я уже вырос, я готов завести детей», — лично я такого никогда не слышала. И среди моих знакомых чаще это происходит случайно, а не запланированно. И ничего — рожают, живут и не понимают, как они могли жить без них до сих пор.

Ольга БОБРОВА, «Новая»:
Деньги ни при чем
Заявляю: я могу серьезно помочь стране в решении демографического вопроса. У меня будет для начала трое детей. А дальше — как дело пойдет. Осталось найти для них папу.
Реализовать мое намерение мне мешает только бесконечный мужской инфантилизм. Они придумывают себе какую-то несуществующую реальность и держатся за нее. А там внутри — ничего нет, пусто.
Вот если бы меня поставили планировать вопросы демографии в стране, я бы в первую очередь публично сожгла на Красной площади бестолковые глянцевые журналы, которые каждой своей буквой заставляют людей верить в высосанные из пальца вещи. Они учат: «Зачем тебе семья, если есть друзья и тусовки. Зачем тебе дети, если у тебя есть свобода. Тебе не нужны все эти старомодные ценности, потому что главная ценность на этом свете — это деньги, а следующая — свободный секс».
Многие действительно верят, что все на самом деле так и обстоит. И в этом беда. Очень тяжело рожать в обществе, где свободный секс — это смысл жизни. А ребенок — издержка и досадное недоразумение.
И деньги здесь ни при чем.

Анна ШАМБУРОВА, «Новая»:
Мне нужны другие гарантии
Мне 27 лет. У меня даже есть личная жизнь, а в последние три года при виде маленьких детей (особенно девочек) я улыбаюсь. У меня даже все в порядке с мозгами, и я уверена, что воспитать и заработать смогу. Но мозги мне мешают рожать. И работа мешает — слишком много информации. Наверное, если бы я смотрела только телевизор, то давно обзавелась бы ребенком. Но я не смотрю телевизор. Поэтому я не знаю, что будет в этой стране через год, а что будет через два — лучше и не думать. Я смогу за себя постоять, но не могу взять ответственность за маленького человека. Мне не нужны деньги от государства. Мне от него нужны только гарантии свободы и стабильности. Но таких гарантий пока никто не давал. И в последнее время я все чаще зависаю над картой мира, потому что материнский инстинкт во мне уже проснулся.

Amryt Toya, пользователь «Живого журнала»:
Двойню рожу до реформы
Как раз жду второго ребенка, вернее, планировала одного, а получилась двойня. Факторы влияли — ну все что угодно, кроме денег. Всегда хотели много детей, мне нравится быть беременной, и муж, и я выпадаем в осадок при виде младенцев.
Впрочем, второго ребенка я пообещала мужу завести, когда издам мою первую книгу. Потому что может случиться всякое, вдруг мужа уволят или еще что. А сейчас появились гонорары, так что не так страшно заводить детей — прокормить-то прокормим. Огороды, грибы, я знаю много недорогих блюд из овощей и пр.
Когда я забеременела первым ребенком, меня все поздравляли, а сейчас роняют ехидно: что, мол, на путинские деньги позарилась? А я не попадаю — ребята родятся за месяц до начала реформы. Забеременела намного раньше, чем услышала про программу. Так что деньги тут вообще ни при чем.
Хотя от денег бы я не отказалась — живем в полуторке, с тремя детьми будет трудно. Ну мне никогда ничего даром не доставалось, заработаем на квартиру со временем.


Актуальный комментарий

НАУКА ВЗЯТОК НЕ БЕРЕТ
Демографического взрыва не будет: рожать некому


Анатолий ВИШНЕВСКИЙ, демограф, руководитель Центра демографии и экологии человека:

— Предположим, что с началом реализации президентской стратегии в 2007 году и в самом деле начнется увеличение числа вторых и третьих детей. В результате вырастет, конечно, и число рождений, но этому росту будет противостоять быстрое сокращение числа потенциальных матерей, женщин в возрасте от 15 до 49 лет. Все те, кто будет входить в их число на протяжении ближайших 18—20 лет, уже родились, стало быть, их число известно, в начале 2020-х годов оно будет почти на треть меньше, чем сегодня.
Если допустить, что произойдет чудо и мы вернемся к лучшим за последние 40 лет российским показателям — всего 42 процента первенцев в общем числе рождений, 2,2 рождения на одну женщину (такие показатели были отмечены в 1987 году, и они продержались только один год), то в 2025 году в России родится примерно 2—2,1 миллиона детей. Это больше, чем нынешние 1,5 миллиона, но меньше, чем 2,5 миллиона в 1987 году, когда женщин в прокреативных возрастах было значительно больше. Если же успех будет не столь оглушительным и мы возвратимся не к рекордному уровню рождаемости 1987 года, а к более рядовому уровню начала 1980-х годов — а сейчас это уровень рождаемости во Франции, лучший в Европе (1,9 рождений на 1 женщину, тогда как сейчас у нас — 1,3), и — что самое трудное — удержимся на этом уровне, то в 2025 году в стране родится примерно 1,8 миллиона детей. Это, конечно, тоже неплохо, но недостаточно, чтобы перекрыть число смертей, которое будет увеличиваться даже при снижении смертности, просто из-за увеличения доли пожилых людей. Так что естественный прирост населения все равно будет оставаться отрицательным.
www.demoscope.ru

А в это время

По данным компании Shering AG, лидера на рынке контрацепции, за первое полугодие 2006 года объем продаж увеличился на 12%. Наибольший рост — 21% — был отмечен в направлении гормональной контрацепции. Однако по сравнению с Европой, где оральными контрацептивами пользуются 70% женщин, в России предохраняются с помощью таблеток около 10%. В то же время, по данным российских фармацевтов, весной 2006 года увеличились продажи презервативов в полтора раза по сравнению с весной 2005 года.

"Новая газета", 16 октября 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

 
 
Гендерная (женская) фракция

Социальная политика 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]