Сегодня многие считают, что те проекты, которые реализуются
на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), невыгодны
России. Другой точки зрения придерживается один из авторов
закона о СРП, бывший депутат Государственной думы трех
созывов, а ныне член федерального совета партии «Яблоко»
Алексей Мельников.
– Наиболее очевидной причиной обострения ситуации
с проектом «Сахалин-2», да и вообще нового витка дискуссии
вокруг темы соглашений о разделе продукции эксперты называют
желание компании «Газпром» войти в этот проект. Она может
это сделать, используя особенности законодательства?
– К СРП тема вхождения в проект отношения не имеет. Это
как в любом бизнесе: если хотите приобрести часть компании,
ведите переговоры с собственником об условиях покупки
активов. Закон этого не запрещает. Он запрещает другое
– использование государственных органов в частных интересах.
Если акционерная компания «Газпром» хочет принять участие
в проекте «Сахалин-2», она должна вести переговоры с акционерами
компании «Сахалин Энерджи», которая этот проект реализует.
И предлагать либо купить долю в проекте, либо обменять
активы. Последняя тема активно обсуждалась летом прошлого
года. Предлагался обмен 25-процентной доли в проекте «Сахалин-2»
на 50% акций в специально учрежденной компании «Заполярное-Неоком»
(освоение части залежей Заполярного месторождения). Однако
после того, как смета затрат по второму этапу сахалинского
проекта была увеличена с $12 млрд до $20 млрд, переговоры
остановились. Но рост затрат, по крайней мере отчасти,
был неизбежен.
– А может российское правительство не увеличивать
смету расходов оператора на «Сахалине-2», как того просит
компания «Сахалин Энерджи»?
– Если увеличение обосновано инфляцией (рост цен на закупаемое
оборудование, электроэнергию, увеличение заработной платы
персонала), использованием более дорогостоящих технических
решений, увеличением расходов на экологию, то оснований
у государства не соглашаться с ростом затрат нет. Законная
основа для отказа в утверждении затрат в данном случае
отсутствует. Конечно, все нерациональные расходы (если
они есть) могут быть сокращены.
В случае с проектом «Сахалин-2» нужно также иметь в виду,
что мы имеем дело с компанией, принадлежащей англо-голландской
корпорации Shell, а также японским Mitsui и Mitsubishi.
Это корпорации, акции которых котируются на бирже, и резкий
рост затрат должен приводить к снижению их котировок.
Потому что если компания увеличивает затраты, то в глазах
акционеров она начинает выглядеть неэффективной. И в случае
с ростом затрат по проекту «Сахалин-2» должен действовать
подобный скрытый регулятор. Если затраты увеличиваются,
то, видимо, это действительно необходимо.
– Если предположить, что наше правительство «пойдет
на принцип» и ситуация станет патовой, то государство
как-то сможет прекратить деятельность иностранных компаний
в рамках проекта «Сахалин-2»?
– Для такого решения оснований нет. Это крупнейший инвестиционный
проект в России, оказывающий положительное влияние на
экономику Дальневосточного региона, на уровень жизни людей.
Проект уже начал приносить доходы в бюджеты. Здесь присутствуют
интересы и Сахалинской области, и Хабаровского края, российских
предприятий и тысяч российских граждан, занятых в работах
по проекту. Если у Росприроднадзора есть вопросы к экологии
проекта, то разумно в ходе проводимой сейчас комплексной
проверки подобные вопросы сформулировать, наметить совместно
с инвесторами план работ по устранению нарушений. Если
по закону полагается заплатить за экологический ущерб,
то инвесторы обязаны заплатить. Разумеется, не фантастические
цифры в десятки миллиардов долларов, которые еще до проведения
комплексной проверки озвучил глава Росприроднадзора. Общественный
интерес в том, чтобы проект продолжал осуществляться без
остановок, но с соблюдением экологических стандартов.
– Каким образом можно обеспечить более эффективный
контроль над проектами?
– С точки зрения контроля со стороны государства СРП
более эффективно, чем действующая лицензионная система.
Мы уже говорили о нерациональных затратах, которые могут
сокращаться в рамках такого контроля. Ключевой момент
в том, что через управляющий комитет, состоящий на паритетных
началах из представителей государства и инвестора, государство
контролирует ход работ. Потому что каждый год управляющий
комитет утверждает программу и смету работ по проекту.
При лицензионной системе ничего подобного нет. Там государство
наблюдает за ходом проекта только во время проведения
проверок, а к вопросу величины затрат вообще отношения
никакого не имеет. Однако и при СРП проверки возможны,
как показывает последний пример с экологическими мероприятиями
на Сахалине. Другими словами, при этом режиме у государства
больше инструментов контроля.
– Сейчас много говорят о том, что СРП было ошибкой
и России этот режим совершенно невыгоден. Что вы, как
один из авторов законодательства, думаете об этом?
– Развитие проектов в России говорит о противоположном
– опыт оказался успешным. Нужно, конечно, устранять недостатки,
которые есть в каждом новом деле. Это нормально, это жизнь.
Но главное сегодня – изменять законодательство и расширять
сферу распространения этой схемы. Давайте посмотрим на
цифры. Инвестиции всего лишь по трем проектам СРП на конец
2005 года составили $17,5 млрд. Это треть всех иностранных
инвестиций, накопленных в российской экономике с начала
90-х годов. Более половины этих инвестиций пошли на заказы
российским предприятиям и организациям либо совместным
предприятиям, созданным в России. Это мощный стимул для
нашего экономического роста. Чему же удивляться, если
при таких масштабах работ средняя заработная плата в Сахалинской
области одна из наивысших в стране, а безработица одна
из наименьших?
СРП на Сахалине – это и прорыв технологический: первые
в России платформы на Арктическом шельфе, первый в России
и один из крупнейших в мире завод по сжижению газа на
юге Сахалина.
Законодательство об СРП было окончательно парализовано
в 2003 году Государственной думой, которая приняла поправки
к целому ряду законов, затрагивающих данную сферу. Это
один из ответов на вопрос о том, почему сегодня у нас
на Арктическом шельфе работают только два проекта. Ответ
не единственный. Потому что при сегодняшней бесконтрольной
бюрократии и засилье госкомпаний в нефтегазовом комплексе
сложно добиться успеха в любом живом деле. И сахалинские
СРП заработали и работают во многом благодаря настойчивости
самих сахалинцев и ныне покойного губернатора области
Игоря Фархутдинова.
Но я думаю, что за СРП в России все равно будущее. Будет
востребовано то лучшее, что есть в этом законодательстве:
гибкость налогообложения, прозрачность контроля, гарантии
стабильности. И чем более успешными будут три уже работающих
СРП – «Сахалин-1», «Сахалин-2», Харьягинский,– тем скорее
это время наступит.