В Государственном театре оперы и балета республики Коми
прикрыли работу над спектаклем "Балда" по известной
пушкинской сказке. Опера, написанная Дмитрием Шостаковичем,
была запрещена по требованию... "епископа Сыктывкарского
и Воркутинского" Питирима: мол, дискредитирует образ
священнослужителя!
Эту примечательную историю рассказал на "Эхе Москвы"
Виктор Шендерович – и теперь очень хочется спросить: а
продолжение – следует? Будут ли теперь запрещать к прочтению
и постановке в театре и кино все русские народные сказки,
где многократно дискредитируется этот же образ, поскольку
нещадно высмеиваются жадные попы и недалекие дьячки? Запретят
ли пословицы и поговорки аналогичного содержания? Изымут
ли из продажи литературные произведения, где в неприглядных
красках рисуются священнослужители? Вычеркнут ли из школьной
программы отлученного от церкви Льва Толстого? Наконец,
не объявят ли атеистов преступниками, подлежащими принудительному
перевоспитанию?
Конечно, можно было бы еще раз заметить, насколько все-таки
близки одна к другой психология РПЦ и КПСС. Как было принято
раньше? Покритиковал начальника – значит, ты против советской
власти. Выступил против секретаря райкома – значит, ты
против политики партии. Предал огласке факт корыстолюбия
секретаря обкома – совершил государственное преступление,
посягнув на основы... Вот и здесь то же самое. Впрочем,
удивляться нечему: уже давно было замечено, что коммунистическое
учение чрезвычайно близко к религиозному: у него свои
священные книги, своя инквизиция, свои мученики и пророки,
свои символы веры, свои обряды и свои молитвы. Так откуда
взяться принципиальному отличию между попами и партбоссами?
То, что это отличие почти неразличимо, только что наглядно
продемонстрировал гражданин Алексей Ридигер, занимающий
высший пост в стране по православной части – "патриарха
Московского и всея Руси" (хотя, заметим, никакой
"Руси" уже давным-давно не существует – есть
Россия). Патриарх включился в бурную дискуссию относительно
преподавания в школах "Основ православной культуры",
и, конечно же, активно поддержал принудительное преподавание
данного предмета.
По его мнению, "школьный предмет по истории мировых
религий не способен стать адекватной заменой "Основам
православной культуры", поскольку "история религий
не даст нравственного стержня человеку", и "сейчас,
когда попраны нравственные основы жизни, человеку нужно
дать ориентиры, дать возможность изучать основы своей
культуры". Мол, "каждый образованный человек
должен знать основы культуры своей страны", и вообще,
"такой предмет, как ОПК, востребован современным
российским обществом", доказательство чему – популярность
"Библии для детей". Патриарх заявил, что только
благодаря ей "люди начали познавать основы своей
культуры, а то, посещая художественные галереи или, например,
Русский музей и глядя на картины с евангельскими сюжетами,
они совершенно не понимали, что на них изображено"...
Ну что тут скажешь? Нравственного стержня у нас, по мнению
патриарха, не хватает, и только православие способно его
дать... Не знаю, как гражданину Ридигеру, а мне этот "стержень"
дали родители, когда воспитывали, а вовсе не та или иная
религия. И моим друзьям тоже. Кстати, хотелось бы понять:
а кем же это попраны "нравственные основы"?
Некими не незваными по имени врагами? Или все-таки властью,
которую гражданин Ридигер так трогательно поддерживает,
и которая выделила ему автомашину со спецномерами и "мигалкой"?
Еще смешнее, впрочем, рассуждения Ридигера о посещении
художественных галерей и просмотре картин. Видимо, он
давно не посещал ни Русский музей, ни Эрмитаж – иначе
понимал бы, что для восприятия полотен великих художников
нужно знать не основы православия, а ту самую историю
мировых религий, которая, по его мнению, не дает "нравственного
стержня".
Картины, которыми мы восхищаемся, написаны не на "православные"
сюжеты: для их понимания нужно представлять себе христианство
и иудаизм, знать греческую и римскую мифологию. Иначе
говоря, надо быть разносторонне образованным человеком.
Причем тут православие и "православная культура?
Замечу, кстати (возможно – спорно): а кто сказал, что
вообще существует "православная культура"? Разве
существует "католическая культура"? Разве ее
основы изучаются в странах, где большинство населения
исповедует католичество – например, Испании или Италии?
Разве существует "протестантская культура",
и разве ее "основы" изучают в школах Германии
или Нидерландов? Да и в школах Израиля никто не преподает
"основы иудейской культуры" - просто потому,
что таковой не существует. Есть русская культура, есть
французская, есть арабская, есть еврейская, есть немецкая
– но это, что называется, две большие разницы.
Конечно, были времена, когда содержание той или иной
национальной культуры во многом (если не полностью) определялось
соответствующей религией. Но эти времена давно прошли.
Религия и культура давно уже стали разными понятиями!
Да, переплетенными, но отнюдь не совпадающими. Есть религиозные
традиции – они могут быть названы "православными"
или "католическими", "иудейскими"
или "мусульманскими", поскольку прямо вытекают
из соответствующих религиозных канонов. Но культура? Нынешнее
содержание русской культуры куда богаче, чем ее "православная
составляющая", и точно так же можно сказать о итальянской
или английской, французской или польской культуре. И тот,
кто хочет быть культурным человеком, должен изучать не
ее "религиозную часть", а все целое – только
тогда он достигнет успеха на этом пути...
"Учителя в рясах", впрочем, хотят от нас совсем
другого. Патриархи, митрополиты, епископы, диаконы и "профессора
духовных академий", хотят, чтобы нашим детям силой
внедряли в души "единственно верное" учение.
И какими бы красивыми словами и обманными аргументами
они это не прикрывали – суть именно такова. Что же, точно
так же на протяжении десятилетий другие "учителя"
впихивали в нас другое "единственно верное"
учение. И это – еще одно доказательство чрезвычайного
сходства тех и других.