По словам заместителя генерального директора НИПИ территориального
развития и транспортной инфраструктуры Натальи Мининой,
из пяти очередей ЗСД завершено проектирование трех – на
южном и северном участках. По южному участку получены
все экспертизы, включая экологическую, по северному экспертиза
проходит в настоящий момент. Что касается центрального
участка, проходящего мимо Васильевского острова (четвертая
и пятая очереди трассы), то его проектирование еще не
закончено, поскольку проект надо увязать с запланированным
там же, на Васильевском, намывом новых территорий и строительством
морского порта.
Восьмиполосная трасса ЗСД будет стоить 83,6 миллиарда
рублей и должна быть построена за пять лет, при этом на
ней запланировано пятнадцать транспортных развязок. Дорога
будет платной (со стоимостью проезда от 30 до 40 рублей)
и по расчетам должна окупиться за 18 лет.
Объем природоохранных и шумозащитных мероприятий на трассе
Наталья Минина назвала беспрецедентным и исключающим вредное
техногенное воздействие как на Васильевский остров, так
и на территорию Юнтоловского заказника, мимо которого
пройдет северный участок дороги. Она сообщила, что в районе
Планерной улицы, где ЗСД идет мимо массовой жилой застройки,
предполагается установить защитные экраны и сделать шумозащитное
остекление во всех домах, выходящих на трассу.
По словам Мининой, территорию заказника дорога вообще
не заденет– эстакада пройдет по буферной зоне между домами
и заказником. Вдоль территории самого заказника, чтобы
защитить его от внешнего проникновения, установят сетчатое
ограждение. Кроме этого, построят целую систему закрытых
водоотводов, исключающих проникновение в заказник загрязненных
стоков с автомобильной трассы…
Что касается Васильевского острова, то проектировщики
решили отказаться от варианта строительства эстакады,
вынесенной в залив (что, по мнению экологов, было бы самым
безопасным вариантом). Окончательное решение о характере
прохождения трассы еще не принято, но нынешняя редакция
проекта предполагает, что ЗСД пройдет в глубокой (глубиной
5,5 метров) выемке вдоль Морской набережной. На нескольких
участках трасса будет перекрыта бетонными плитами, образующими
четыре «моста» 150-метровой ширины, чтобы обеспечить свободный
проход к заливу.
«Вид на залив из окон домов на Морской набережной при
этом практически не изменится, магистраль, проходящая
внизу, не повлияет на перспективу», – заявила Наталья
Минина. Правда, она тут же согласилась с тем, что после
реализации плана «большого намыва» из окон будет виден
вовсе не залив, а новые многоэтажные дома…
Устье реки Смоленки ЗСД пересечет в тоннеле, а к северу
от реки трасса будет плавно подниматься и выходить на
вантовый мост, проходящий через Петровский фарватер и
далее – в Приморский район. «Вся трасса ЗСД будет полностью
изолирована от Васильевского острова», – заявила Минина,
обещав буферное озеленение между ЗСД и домами на Морской
набережной и акустические экраны вдоль трассы.
В общем, почти идиллия… Но есть и тревожные детали.
Одна из таких деталей – слишком малое проектное расстояние
от дороги в районе Васильевского острова до жилых массивов.
Правда, проектировщики заявили, что они и так «отодвинули
трассу от домов» и что «на стадии обоснования инвестиций
расстояние было меньше». Но тут же выяснилось, что на
нынешней стадии ЗСД планируется провести в 80–90 метрах
от домов на Морской набережной, то есть практически по
урезу воды. А вот в Генеральном плане развития города
минимальное расстояние от трассы до указанных домов –
200 метров. На вопрос о том, как проект в таком виде соответствует
генплану, проектировщики – Наталья Минина и главный архитектор
института «Стройпроект» Андрей Горюнов – не ответили.
Между тем этот вопрос является одним из ключевых: понятно,
что 90 или 200 метров от домов до скоростной трассы (даже
и снабженной акустическими экранами) – это большая разница.
Недоумение вызвало и то обстоятельство, что трасса не
будет связана с Крестовским островом: там не предусмотрены
развязки, позволяющие попасть с ЗСД в район ныне разбираемого
стадиона имени Кирова (где к 2009 году должен появиться
новый стадион для «Зенита»). Проектировщики заявили, что
организовать съезды с высокого моста через Петровский
фарватер крайне сложно, и практически отказались что-либо
менять в этой части проекта…
Есть и другие опасения. Ну, например, такое. То, что
прохождение ЗСД вдоль Васильевского острова может снизить
стоимость квартир на Морской набережной, в один голос
утверждают самые разные эксперты. Однако никаких компенсаций
строители не предусматривают – в стоимость проекта это
не заложено.
Ну и экологи все время высказывают беспокойство относительно
последствий прохождения трассы в районе Юнтоловского заказника,
не разделяя оптимизм проектировщиков.
Казалось бы, в такой ситуации логично организовать общественные
слушания с привлечением экспертов. Это позволило бы снять
напряжение и учесть предложения граждан по изменению проекта.
Но генеральный директор ЗАО «ЗСД» Игорь Лукьянов встретил
такое предложение в штыки, заявив, что «если мы отпустим
ситуацию, то будем заниматься только общественными слушаниями».
Конечно, нежелание руководства ЗАО «ЗСД» учитывать мнение
горожан и обсуждать то, что оно считает уже давно решенным,
понятно. Но разве мнение строителей должно быть здесь
определяющим?