[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Звонок на выбор
В стране вводится альтернативная система оплаты фиксированной телефонной связи
"Московские новости", 15 сентября 2006 года   
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) 5 сентября утвердила порядок расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной телефонной связи. В соответствии с Федеральным законом "О связи" и постановлением правительства "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" гражданам должны наконец предоставить право на выбор системы оплаты, вокруг которого на протяжении пяти лет шли бурные споры

Пираты потирают руки

В постановлении правительства говорится о том, что на местах должны предлагать три варианта системы оплаты. Первая - обычная абонентская, которая дает право на неограниченное число и продолжительность разговоров с фиксированными телефонами. Вторая - повременная, при которой вносится фиксированная плата за пользование абонентской линией и к ней добавляется плата, которая зависит от числа и продолжительности разговоров. И третья система - комбинированная, при которой потребитель вносит ежемесячную плату, дающую право на определенный объем телефонных соединений. Разговоры сверх лимита при этом оплачиваются дополнительно, по повременной системе.

Сколько придется платить в рамках того или иного тарифного плана, пока неизвестно - в принятом постановлении ФСТ речь идет лишь о порядке расчета тарифов, но не об их абсолютном размере. До настоящего времени ФСТ утверждала для регионов только тарифы, соответствующие нынешней, абонентской системе оплаты. Впрочем, в Москве уже с 1 октября Московская городская телефонная сеть (МГТС) вводит все три перечисленных тарифных плана. Причем москвичам для облегчения их выбора МГТС уже начала рассылать данные об их "разговорной активности" в первом полугодии 2006 года.

В других регионах о введении "повременки" пока только говорят: дальше разговоров дело не идет, хотя в ФСТ уже давно переданы расчеты для определения соответствующих тарифов. В Петербурге "повременку" обещали ввести в 2006 году - об этом еще в конце прошлого года уверенно говорили представители ОАО "Северо-Западный Телеком". Были проведены опросы, показавшие, что примерно половина абонентов положительно относится к введению повременной оплаты местных переговоров. При выборе между двух систем оплаты 34% абонентов выбирали повременную, 37% - абонентскую систему, а 29% не определились с ответом. "СЗТ" даже закупил оборудование, которое не только учитывает время разговоров, но и позволяет абонентам самим вводить запрет для исходящих звонков по заданным направлениям, устанавливать пароль для исходящей связи, защищаться от несанкционированных подключений к абонентским линиям.

Последнее, заметим, в городе на Неве крайне актуально: число "пиратских" подключений достаточно велико, а возможности жертв "пиратов" доказать свою правоту невелики. При этом схемы, позволяющие провести несанкционированное подключение, чрезвычайно просты и доступны для реализации даже старшекласснику, владеющему азами электротехники, - как правило, более сложного инструмента, чем отвертка, для этого не требуется. Мошенник сможет прямо из своей квартиры разговаривать по "чужой" линии, а пострадавший абонент будет либо ничего не подозревать, либо считать, что у него неполадки с телефоном. Однако суды считают доказанными факты "пиратского" подключения лишь в двух случаях: либо нарушителя поймали за руку, либо жертва может доказать, что в период ведения спорных разговоров в квартире никого не было. Иначе говоря, гражданам надо либо организовать постоянную круглосуточную охрану всей линии связи, либо сдать квартиру под охрану и более в нее не входить.

Если же таких доказательств абонент привести не может - у него не только отключают телефон, но и под угрозой расторжения договора об оказании услуг телефонной связи вынуждают его вносить абонентскую плату за отключенный телефон. В результате через несколько месяцев абонентская плата за неоказанные услуги может превзойти стоимость спорных переговоров. И простой подсчет показывает гражданину, что дешевле оплатить счет, чем отстаивать истину. Именно поэтому до суда доходит лишь малая часть конфликтов...

Будущее за "мобильником"?

Вернемся к "повременке", которая уже несколько лет как дамоклов меч висит над головами потребителей. Как не раз рассказывалось в "МН", связисты твердо обещали ее безальтернативное введение, а Министерство связи, активно лоббировавшее "повременку", полагало, что сами телефонные компании должны иметь право решать, по какой системе граждане должны платить за телефон. Соответствующий пункт даже ввели в утвержденные правительством правила оказания услуг телефонной связи и более чем в сотне городов и поселков страны "повременку" успели ввести в принудительном порядке, не обращая внимания на недовольство граждан.

Что касается права граждан выбирать систему оплаты, то, например, первый заместитель министра связи Борис Антонюк публично заявлял, что считает эту возможность "антирыночным механизмом" (!). В ответ на такие аргументы оставалось только развести руками.

Оппоненты Минсвязи постоянно приводили простой пример: при пользовании услугами общественного транспорта "право на выбор" является традиционным: мы можем оплачивать каждую поездку, а можем, если считаем, что нам это выгоднее, приобрести единый проездной билет. Почему же при пользовании телефоном должно быть иначе? Исключительно потому, что, как не раз заявлял министр связи Леонид Рейман, "предоставление возможности выбора системы оплаты услуг местной телефонной связи приведет к снижению доходов операторов связи"? Но эти доходы и так немалы - и растут куда быстрее доходов граждан...

Споры шли долго - и все же в 2003 году были приняты поправки к Закону "О связи", внесенные депутатами Александром Шишловым, Сергеем Глазьевым, Олегом Шеиным и Петром Шелищем и закрепившие за гражданами право самим выбирать систему оплаты. Тогдашнее правительство, как могло, сопротивлялось этим поправкам, но было вынуждено уступить. Поправки вступили в силу, а затем выяснилось, что сами связисты уже не очень-то стремятся форсировать введение "повременки". Так, еще осенью 2002 года "Северо-Западный Телеком" уверял, что повременная оплата неминуемо будет введена в Петербурге уже в 2003 году. Как уже сказано, ее нет и по сей день.

Одна из причин - в том, что в условиях наличия "права на выбор" граждане выбирают более выгодную для них систему (кто говорит мало - повременную, кто говорит много - абонентскую), и с мечтой о сверхприбылях, гарантированных при безальтернативной "повременке", связистам приходится проститься. Правда, у них остается другой путь - увеличивать плату по абонентской системе, загоняя граждан в рамки "повременки", и по этому пути в ряде регионов активно движутся.

Другая причина потери интереса связистов к "повременке", как представляется, в том, что стремительно развивается рынок мобильной связи, отнимающий у рынка фиксированной связи все больше и больше клиентов. Еще немного - и проще и удобнее будет иметь мобильный телефон с безлимитным тарифом, чем платить за фиксированную связь. Причем совершенно независимо от того, какие системы оплаты ее услуг нам будут предлагать.

ПОДРОБНОСТИ

Сколько заплатят москвичи?

По предварительной информации, МГТС с 1 октября предложит своим абонентам три тарифных плана. "Абонентский" будет стоить 375 рублей в месяц без ограничения количества звонков и времени на разговоры по внутренней городской сети. "Повременный" включает в себя 125 рублей в месяц за обслуживание абонентской линии и 35 копеек за каждую минуту разговора (при этом "неполные" минуты будут округляться в большую сторону). "Комбинированный" предусматривает 158 рублей за обслуживание линии и абонентскую плату за 450 минут разговора в месяц. Все, что свыше, будет оплачиваться по тем же ставкам, что и "повременка" - 35 копеек за минуту. Оплачивать по-прежнему нужно будет лишь исходящие звонки. На звонки на мобильные телефоны и междугородние разговоры эти тарифы не распространяются.

"Московские новости", 15 сентября 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

 Борис Вишневский
 
 Оплата услуг связи

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]