[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Стратегический отмыв
Смольный предлагает новую схему по финансированию строительства морского пассажирского порта: расходы – государственные, доходы – частные
"Новая газета - Сакнт-Петербург", 4 сентября 2006 года   
Валентина Матвиенко предложила на рассмотрение городского парламента законопроект «О целевой программе «Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге». Этот проект городское правительство предварительно рассмотрело и одобрило еще в начале июля (о чем рассказывала «Новая»). И тогда еще по этому поводу возникло немало вопросов. Теперь же на некоторые из них появились ответы. Которые, увы, не радуют. Сбываются самые пессимистические прогнозы. В том числе главный: за строительство порта заплатит город. Более того, еще и приплатит, чтобы стать хозяином построенного.

В июле, когда в Смольном одобряли целевую программу, нам сообщали, что строительство обойдется в 6,1 миллиарда рублей. Из них 3,6 миллиарда должны составить средства, полученные от размещения инвестором (компанией «Морской фасад») в 2008–2011 годах специального облигационного займа. Еще 2 миллиарда должны составить взятые инвесторами кредиты и займы. 560 миллионов обещали внести сами инвесторы.

При этом городской бюджет брал на себя обязательство в те же 2008–2011 годы ежегодно выкупать у «Морского фасада» выпускаемые им облигации. Валентина Матвиенко называла этой «выгодной схемой взаимодействия бизнеса и государства», при которой «город минимизирует свои риски». А вице-губернатор Михаил Осеевский говорил, что это «новая, интересная практика, которую можно использовать на других объектах в будущем». На естественный вопрос – чего же тут нового, если город заранее обещает «инвесторам» оплатить большую часть их расходов, – Смольный не отвечал.

Тогда же возник и другой вполне естественный вопрос: не выяснится ли вскоре, что и по взятым «Морским фасадом» кредитам и займам придется расплатиться городу? Чиновники никак не отреагировали. И теперь понятно почему. Судя по всему, они с самого начала знали неприятный ответ: конечно, придется!

Итак, судя по представленной губернатором целевой программе, город обязуется в 2008–2011 годах выделить на эти цели из бюджета 5,9 миллиарда рублей. Из них 3,6 миллиарда пойдут на финансирование строительства порта, 1,1 миллиарда – на «погашение кредитов и выплату процентов», 1,2 миллиарда – на «погашение займов акционеров и выплату процентов». То есть бюджет компенсирует «Морскому фасаду» абсолютно все его расходы. Но с какой стати это надо называть «инвестициями»? Это называется совсем иначе! И чего в таком случае стоят обещания Смольного – мол, деньги на строительство дадут «зарубежные инвесторы», представляющие некие «крупнейшие компании»?

Впрочем, этим расходы городского бюджета, согласно «целевой программе», не ограничиваются. В 2012 году город обязуется выделить еще 1,1 миллиарда рублей – и выкупить у «Морского фасада» его голосующие акции, став, таким образом, собственником компании.

Итого – строительство порта обойдется налогоплательщикам в 7 миллиардов рублей. И никаких «инвесторов»! Инвесторами будем мы с вами, жители города. Вот только нашего согласия на сей счет никто не спрашивал. Ну а «МФ», по сути, – посредник, создаваемый для того, чтобы пропустить через себя финансовые потоки. И, как это всегда бывает в таких случаях, – не без выгоды для себя, которую, в принципе, нетрудно просчитать…

Нужен ли вообще городу (и нужен ли именно в этом месте) новый морской пассажирский порт – это вопрос не вполне однозначный. Ведь пока все ограничивающие увеличение числа туристов обстоятельства (начиная от сложнейшего визового режима и заканчивая отсутствием гарантий безопасности, необходимой гостиничной, бытовой и развлекательной инфраструктуры) остаются в силе – никакого прорыва на этом фронте ждать не приходится.

Но если даже предположить, что порт позарез нужен – зачем нужна столь сложная схема его финансирования и строительства? Не проще ли выделять на это напрямую, без всякого «Морского фасада», средства из бюджета, не брать никаких кредитов и займов (и не расходовать бюджетные деньги на оплату процентов) и потом не доплачивать еще миллиард рублей за право стать собственником этого посредника?

Ответ на этот вопрос, думается, очевиден. Если бы все было организовано по элементарной бюджетной схеме, то, во-первых, на проведение строительных работ пришлось бы объявлять конкурс (как на любой городской заказ), выбирая подрядчиков по принципу наименьших затрат. А во-вторых, расходование средств при этом можно было бы контролировать извне (например, при помощи Контрольно-счетной палаты).

Ну а сейчас все складывается просто-таки идеально для «стратегических инвесторов» из «Морского фасада» (чей офис, заметим, располагается буквально в двух шагах от Смольного). До тех пор, пока порт не будет построен, деньги можно тратить с размахом и без всякого контроля (у финансовых органов нет формального права контролировать, как частная компания тратит свои деньги). И при этом с полной уверенностью «фасадовцев» в том, что бюджет Петербурга впоследствии за все заплатит. Кажется, в Смольном такие «принципиально новые схемы» называют «государственно-частным партнерством». Это когда расходы – государственные, а доходы – частные…

Остается лишь задать риторический вопрос. Верится ли вам в то, что чиновники, обеспечивающие «Морскому фасаду» режим небывалого финансового благоприятствования, никак с ним не связаны и действуют во всех смыслах бескорыстно?

"Новая газета - Сакнт-Петербург", 4 сентября 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский 
 
Градостроительство и землепользование 

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]