Валентина
Матвиенко предложила на рассмотрение городского парламента
законопроект «О целевой программе «Реализация инвестиционного
проекта по развитию морского пассажирского терминала на
Васильевском острове в Санкт-Петербурге». Этот проект городское
правительство предварительно рассмотрело и одобрило еще
в начале июля (о чем рассказывала «Новая»). И тогда еще
по этому поводу возникло немало вопросов. Теперь же на некоторые
из них появились ответы. Которые, увы, не радуют. Сбываются
самые пессимистические прогнозы. В том числе главный: за
строительство порта заплатит город. Более того, еще и приплатит,
чтобы стать хозяином построенного.
В июле, когда в Смольном одобряли целевую программу,
нам сообщали, что строительство обойдется в 6,1 миллиарда
рублей. Из них 3,6 миллиарда должны составить средства,
полученные от размещения инвестором (компанией «Морской
фасад») в 2008–2011 годах специального облигационного
займа. Еще 2 миллиарда должны составить взятые инвесторами
кредиты и займы. 560 миллионов обещали внести сами инвесторы.
При этом городской бюджет брал на себя обязательство
в те же 2008–2011 годы ежегодно выкупать у «Морского фасада»
выпускаемые им облигации. Валентина Матвиенко называла
этой «выгодной схемой взаимодействия бизнеса и государства»,
при которой «город минимизирует свои риски». А вице-губернатор
Михаил Осеевский говорил, что это «новая, интересная практика,
которую можно использовать на других объектах в будущем».
На естественный вопрос – чего же тут нового, если город
заранее обещает «инвесторам» оплатить большую часть их
расходов, – Смольный не отвечал.
Тогда же возник и другой вполне естественный вопрос:
не выяснится ли вскоре, что и по взятым «Морским фасадом»
кредитам и займам придется расплатиться городу? Чиновники
никак не отреагировали. И теперь понятно почему. Судя
по всему, они с самого начала знали неприятный ответ:
конечно, придется!
Итак, судя по представленной губернатором целевой программе,
город обязуется в 2008–2011 годах выделить на эти цели
из бюджета 5,9 миллиарда рублей. Из них 3,6 миллиарда
пойдут на финансирование строительства порта, 1,1 миллиарда
– на «погашение кредитов и выплату процентов», 1,2 миллиарда
– на «погашение займов акционеров и выплату процентов».
То есть бюджет компенсирует «Морскому фасаду» абсолютно
все его расходы. Но с какой стати это надо называть «инвестициями»?
Это называется совсем иначе! И чего в таком случае стоят
обещания Смольного – мол, деньги на строительство дадут
«зарубежные инвесторы», представляющие некие «крупнейшие
компании»?
Впрочем, этим расходы городского бюджета, согласно «целевой
программе», не ограничиваются. В 2012 году город обязуется
выделить еще 1,1 миллиарда рублей – и выкупить у «Морского
фасада» его голосующие акции, став, таким образом, собственником
компании.
Итого – строительство порта обойдется налогоплательщикам
в 7 миллиардов рублей. И никаких «инвесторов»! Инвесторами
будем мы с вами, жители города. Вот только нашего согласия
на сей счет никто не спрашивал. Ну а «МФ», по сути, –
посредник, создаваемый для того, чтобы пропустить через
себя финансовые потоки. И, как это всегда бывает в таких
случаях, – не без выгоды для себя, которую, в принципе,
нетрудно просчитать…
Нужен ли вообще городу (и нужен ли именно в этом месте)
новый морской пассажирский порт – это вопрос не вполне
однозначный. Ведь пока все ограничивающие увеличение числа
туристов обстоятельства (начиная от сложнейшего визового
режима и заканчивая отсутствием гарантий безопасности,
необходимой гостиничной, бытовой и развлекательной инфраструктуры)
остаются в силе – никакого прорыва на этом фронте ждать
не приходится.
Но если даже предположить, что порт позарез нужен – зачем
нужна столь сложная схема его финансирования и строительства?
Не проще ли выделять на это напрямую, без всякого «Морского
фасада», средства из бюджета, не брать никаких кредитов
и займов (и не расходовать бюджетные деньги на оплату
процентов) и потом не доплачивать еще миллиард рублей
за право стать собственником этого посредника?
Ответ на этот вопрос, думается, очевиден. Если бы все
было организовано по элементарной бюджетной схеме, то,
во-первых, на проведение строительных работ пришлось бы
объявлять конкурс (как на любой городской заказ), выбирая
подрядчиков по принципу наименьших затрат. А во-вторых,
расходование средств при этом можно было бы контролировать
извне (например, при помощи Контрольно-счетной палаты).
Ну а сейчас все складывается просто-таки идеально для
«стратегических инвесторов» из «Морского фасада» (чей
офис, заметим, располагается буквально в двух шагах от
Смольного). До тех пор, пока порт не будет построен, деньги
можно тратить с размахом и без всякого контроля (у финансовых
органов нет формального права контролировать, как частная
компания тратит свои деньги). И при этом с полной уверенностью
«фасадовцев» в том, что бюджет Петербурга впоследствии
за все заплатит. Кажется, в Смольном такие «принципиально
новые схемы» называют «государственно-частным партнерством».
Это когда расходы – государственные, а доходы – частные…
Остается лишь задать риторический вопрос. Верится ли
вам в то, что чиновники, обеспечивающие «Морскому фасаду»
режим небывалого финансового благоприятствования, никак
с ним не связаны и действуют во всех смыслах бескорыстно?