Эта неделя полна блестящими новостями с точки зрения
государственных финансов. Традиционно выросли цены на
нефть. Как раз в тот момент, когда Россия стала единоличным
мировым лидером по экспорту этого сырья. Далее — наша
страна окончательно рассчиталась с Парижским клубом кредиторов,
досрочно выплатив западным партнерам 22,5 миллиарда долларов.
Теперь долг РФ составляет 53 миллиарда, или 9% от ВВП.
Это один из самых низких показателей в мире. Наконец,
правительство подготовило уникальный бюджет, который фактически
изменяет конституционный строй Российской Федерации.
Справка «Новой»
Зная количество чиновников и объем средств, выделяемых
на их содержание из бюджета, легко подсчитать, во что
нам обходится отдельно взятый абстрактный госслужащий.
В прошлом году таковых было 3,5 миллиона, за последние
шесть месяцев их число выросло еще на 16%, то есть примерно
до четырех миллионов. Получается, что годовое содержание
чиновника обходится стране примерно в 225 тысяч рублей,
или 18 тысяч 700 рублей в месяц.
Это, конечно, грубые подсчеты. Но они вполне подходят
для того, чтобы провести элементарный сравнительный анализ.
Итак, средний учитель обходится стране в 3741 рубль в
месяц. Это может показаться преувеличением, потому что
даже средняя официальная зарплата в отрасли составляет
5478 рублей в месяц. Однако не стоит забывать, что в бюджете
есть отдельная графа «социальная политика», есть национальные
проекты, есть доплаты со стороны региональных бюджетов.
Факт остается фактом: статистическая рабочая единица в
сфере образования обходится в 5 раз дешевле, чем аналогичная
единица в сфере государственного управления. В здравоохранении
этот показатель составляет 4,95 раза.
Расчет с Парижским клубом подвел черту под целой эпохой
в финансовой истории страны. Эпохой, символом которой
можно считать коробку из-под ксерокса. Ведь значительная
часть денег, которые мы тогда занимали, разошлась в таких
вот коробках. И коробки эти легли в фундамент банковских
империй, нефтяных компаний и просто состояний с пометкой
«Форбс». Тогда чиновник спешил срочно умыкнуть доступную
ему сумму из бюджета и начать собственный бизнес. Теперь
все по-другому.
Нет, брать не стали меньше. Сейчас суммы, подконтрольные
госэлите, при обналичке заняли бы не коробки, а товарные
вагоны. Изменились количественные и качественные характеристики
чиновного сословия.
Первая волна новой генерации чиновников ментально была
близка первой волне предпринимателей. Те и другие сколачивали
первоначальный капитал.
Только одни осваивали бюджетные средства, а вторые —
стреляли.
Потом чиновничество стало однородной массой (простите,
кастой), научившейся отстаивать свои корпоративные интересы.
Они получили право на то, что у нас издревле называлось
кормлением. Когда, в зависимости от статуса, можно было
получить на кормление продуктовый ларек или крупнейшую
в мире газовую компанию.
Но и такая форма существования показалась нашему чиновнику
не слишком комфортной. Во-первых, популяция госслужащих
растет гораздо быстрее, чем число предприятий — источников
прибыли. На всех уже не хватает. Во-вторых, нехорошо как-то
человеку, имеющему многокомнатную квартиру, двухэтажный
кирпичный дом и породистый немецкий автомобиль, получать
зарплату в три тысячи рублей. Возникает диссонанс. Хочется,
чтобы твои легальные доходы если не соответствовали расходам
(что невозможно), то хотя бы были соотносимы с ними. Чтобы
не ходить подпольными миллионерами, постоянно опасаясь
недружественных акций со стороны чиновников-конкурентов,
а перевести свой социальный статус, что называется, «в
белую».
Именно это желание чиновничьего сословия и зафиксировано
в проекте бюджета на следующий год, а к осени, пройдя
парламентский конвейер, станет законом. Расходы на содержание
аппарата вырастут вполовину и достигнут рекордной цифры
в 821 миллиард рублей. И это, надо полагать, аванс, потому
что следующий бюджет будет уже конкретно предвыборным,
а чиновничество было и остается основной электоральной
аудиторией правящей элиты.
И сдается мне, что министр финансов Кудрин, подписывая
последние бумаги по сделке с Парижским клубом, втайне
взгрустнул, понимая, что его аппаратные позиции как главного
защитника неприкосновенности Стабилизационного фонда станут
и вовсе эфемерными. Последний логический рубеж обороны
— необходимость ускоренной выплаты внешнего долга — самоликвидировался.
Оставшиеся полсотни миллиардов — это старые долги с миру
по нитке, вернуть их оптом не получится. И ничто уже психологически
не мешает превращению Стабфонда из копилки в кормушку.
В кормушку нового правящего сословия.
Пока же кормушкой стал бюджет. И не только в плане должностных
окладов. Чиновников не меньше волнует обустройство окружающей
их (но только их) среды. На низшем уровне — просторный
кабинет с евроремонтом, кондиционером и компьютером последней
модели. Рангом повыше — служебное авто суперпредставительского
класса с непременной мигалкой и «антигибэдэдэшными» номерами
плюс «служебный» особняк где-то в Рублево-Успении. Наконец,
в запредельных сферах мыслят категориями оптовой скупки
исторических архитектурных памятников и даже масштабной
реконструкции целых городов, так, чтобы там были элитные
горно-лыжные спуски и пирсы для швартовки мегаяхт. А еще
шоссе с тоннелями и эстакадами, по которому от спуска
до пирса можно добраться за пять минут.
Вектор процесса очевиден. Бюрократия, в особенности ее
передовой элитный отряд, постепенно строит для себя отдельную
страну. С инфраструктурой, не просто отвечающей западным
стандартам, а многократно их превышающей. С намытыми островами,
на которых будут выситься современные мавзолеи-небоскребы,
с городами, население которых будет состоять сплошь из
миллионеров и их наемной челяди, с платными дорогами,
где «шестисотый» никогда не столкнется с «Запорожцем»,
потому что «Запорожец» туда вовек не пустят. С сафари-парками,
лас-вегасами и прочими частными аэродромами. Страна разваливается
не по горизонтали, а по вертикали. Прямо как в сюжетах-антиутопиях
для американских боевиков, где единственный город стоит
на высоких сваях, а девяносто процентов населения роются
где-то там, внизу, в отходах. Впрочем, про «верхи» и «низы»
— это уже из другого фольклора.
P.S. Не далее как во вторник президент Владимир
Путин вызвал на ковер в Бочаров Ручей министра финансов
Алексея Кудрина и жестко попенял ему продолжающимся укреплением
рубля, справедливо, в общем, заметив, что оно опасно для
отечественной экономики и в первую очередь для промышленности.
Между тем сам Кудрин является последовательным противником
укрепления рубля, не менее справедливо утверждая, что
остановить его можно либо ценой разгона инфляции, что
недопустимо, либо с помощью снижения госрасходов. Эта
тема полностью раскрыта в подготовленных Минфином «Основных
направлениях единой государственной денежно-кредитной
политики на 2007 год» – документе, на основе которого
должен был верстаться бюджет. Однако сверсталось то, что
сверсталось: рекордный триллионный рост расходов — и прежде
всего на госаппарат. Интересно, кого президент должен
пожурить за это?
Алексей ПОЛУХИН
Комментарии
Виктор ПОХМЕЛКИН, депутат Госдумы:
— Увеличение расходов на содержание госслужащих, на мой
взгляд, вполне логично в том плане, что именно чиновники,
бюрократия являются опорой нынешней государственной власти.
Эту опору необходимо подкармливать, а аппетиты чиновников
со временем растут. Так что логика в проекте бюджета есть,
другое дело — на пользу ли эта логика обществу.
Общество отвлекают, и довольно успешно, национальными
проектами, имеющими ярко выраженную социальную направленность.
Между тем сверхдоходы, получаемые в связи с благоприятной
экономической ситуацией, все-таки намереваются тратить
не на нужды социально незащищенных слоев, а на нужды бюрократии.
Но надо учитывать, что часть расходов — например, на
укрепление судебной власти, правоохранительных органов
— необходима и совершено обоснованна. Если же говорить
непосредственно о госаппарате, то он требует не увеличения,
а сокращения — количества функций, чиновников и расходов.
Сергей Алексеевич
ПОПОВ, депутат Госдумы:
— В стране началась подготовка к выборам, причем в основном
к выборам не 2007-го, а уже 2008 года. И на дальних подступах
к выборам президенту нужно опереться на управляемую и
предсказуемую группу — чиновников, госслужащих. Можно
даже некую параллель провести с тем временем, когда Сталин
опирался на партию и государственный аппарат. Но у него
тогда рычаги воздействия были другие. Сегодня же опереться
— значит улучшить положение чиновников, в том числе и
материальное. И, несомненно, такая политика может принести
свои дивиденды. Этим и объясняется увеличение расходов
на госуправление. А что касается того, что бюджет принимать
Госдуме… Не секрет, что в последние годы решения о том,
что одобрять, а что отклонять, принимаются за ее стенами.
А думское большинство проголосует за любой бюджет.
Игорь МОРОЗОВ, депутат Госдумы:
— Если проект бюджета поступит в Думу с перекосом в сторону
содержания чиновников, то эта тенденция останется и после
того, как над ним поработают депутаты. И это не в первый
раз. Если проанализировать законы, принятые думским большинством
в последние два года, это легко отследить. Например, почти
в то же время, когда принимался закон о монетизации льгот,
повышались уровень зарплат и количество дополнительных
выплат для чиновников — такая была обратная пропорциональность.
Так же будет и с очередным бюджетом, так как он — детище
партии власти. Партия власти (ее можно назвать и партией
крупного капитала) прилагает серьезные усилия для того,
чтобы все большее количество чиновников вступало в ее
ряды, а затем их — себя — старается наилучшим образом
обеспечить. И противовеса партии власти нет, в том числе
и в Госдуме.
Вероника ЧУРСИНА