От проекта федерального бюджета на 2007 год большинство
экспертов ждало социального уклона - год-то предвыборный.
Однако, похоже, главным приоритетом стали не столько "социальные"
статьи бюджета, сколько административные. Расходы на госаппарат
должны вырасти почти на 50% по сравнению с нынешним годом.
В пользу госаппарата
Всего по разделу "Общегосударственные расходы"
предусмотрены траты в размере 821 млрд. рублей. Впрочем,
к "общегосударственным расходам", помимо средств
на содержание всего госаппарата, относятся и расходы,
связанные с выплатой процентов по государственному долгу.
Если вычесть эти так называемые процентные расходы в размере
157 млрд. рублей, то "административная" часть
расходов составит 664 млрд. рублей. В прошлом году эта
цифра была 444 млрд. Рост - 49,5% - поражает, особенно
на фоне социальных статей расходов.
Так, расходы на социальную политику в бюджете-2007 оказываются
даже меньше, чем в 2006 году, - 212 млрд. рублей против
217 млрд. Если учесть, что именно федеральный бюджет несет
на себе нагрузку по выплате компенсаций для "льготников",
которые по мере инфляции полагается индексировать, - картина
становится странной...
Правда, вырастут расходы на образование (277 млрд. рублей
против 208 - рост на 33%) и на здравоохранение и спорт
(205 млрд. рублей против 156 - рост на 31%). Но абсолютные
цифры таковы, что даже будучи сложены вместе, все три
упомянутые "социальные" статьи недотягивают
до 700 млрд. рублей: чуть больше, чем на госаппарат. И
можно только удивляться, почему премьер Михаил Фрадков
заявляет, что "прочность основных бюджетных параметров
дает возможность реализовать приоритетные задачи в социальной
сфере".
Меньше, чем в 2006 году, оказываются в бюджете-2007 и
расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - 49 млрд. рублей
против 53 млрд. С учетом состояния этого самого хозяйства
картина не менее странная, чем с социалкой. Нет денег?
Так отчисления в Стабфонд планируется увеличить вдвое
- до 1,7 трлн. рублей...
Если вернуться к "бюрократической" составляющей
бюджета-2007, то 6,4 млрд. рублей выделены на "функционирование
главы государства" - на содержание президента, его
администрации и полпредств в регионах. 6,5 млрд. пойдет
на содержание законодательных органов и органов местного
самоуправления, 1,5 млрд. рублей - на содержание российского
правительства и "высших органов исполнительной власти"
в регионах.
Как на футболе
Самая большая расходная статья в "бюрократическом"
разделе - на содержание финансовых, налоговых и таможенных
органов: 188 млрд. рублей вместо 125 млрд. в нынешнем
году. Аргументы Минфина таковы: надо капитально ремонтировать
здания, покупать оборудование, расширять численность и
повышать зарплату.
Последнее выглядит особенно трогательно: таможенники
устами нового руководителя ФТС Андрея Бельянинова обосновывают
необходимость повышения зарплаты... борьбой с коррупцией.
Конкретно - в три раза. По словам Бельянинова, люди, которые
дают бюджету более 40% его доходов, получают в среднем
по 9 тысяч рублей в месяц. А надо, по мнению главы ФТС,
- около 1000 долларов США. В этом его поддерживает один
из его предшественников, председатель думского Комитета
по экономической политике Валерий Драганов, по словам
которого, "между ростом зарплаты и снижением коррупции
есть прямая связь".
Что же, эти аргументы не новы. Но указанную Драгановым
связь еще никому в России не удавалось доказать экспериментально.
Или кто-то знает хоть одного таможенника, который бы уволился
с работы по причине низкой зарплаты? Как-то они все выживают
в этих "нечеловеческих" условиях, и мы примерно
знаем, как именно. Так зачем рассказывать сказки о том,
что, получая много, будут брать мало?
В 2007 году существенно больше будут получать судьи -
в среднем по 82 тысячи рублей в месяц. Вот только изменится
ли в связи с этим что-либо в судебной системе? Трудно
удержаться от сравнения: практически столько же - по 3
тысячи долларов - получают в России футбольные судьи за
проведение одного матча в премьер-лиге. Казалось бы, немалая
сумма. Но в результате только стон стоит по просторам
страны от якобы "случайных" судейских ошибок
в пользу команд с солидным бюджетом...
Давно известно: снижение коррупции достигается не увеличением
зарплаты чиновников, а ограничением их свободы рук и жесткой
регламентацией их полномочий. Вот в каком направлении
следовало бы поработать правительству и парламенту.
Между тем за первые пять месяцев 2006 года численность
занятых в системе государственного управления выросла
на 13,8%. В результате даже Алексей Кудрин начинает критиковать
собственное правительство, заявляя, что "градус недовольства
забюрокраченностью и коррумпированностью системы растет
и, безусловно, вызовет новую волну изменений".