О личном пропагандистском успехе Владимира Путина на
саммите G8 было сказано многими, в том числе и автором
этих строк. А что же о самой восьмерке, о настоящем и
будущем этого института?
История устроила ему показательное испытание, погрузив
встречу лидеров "ведущих демократий мира" в
контекст острейшего кризиса на Ближнем Востоке. Аналитики
спорят, приведет ли он к четвертой мировой войне (третья
- холодная - закончилась в ноябре 1989 года) или является
фрагментом этой давно уже (по крайней мере с сентября
2001-го) идущей войны радикального ислама против "сатанинского"
Запада.
Во всяком случае, восьми самым могущественным людям на
планете, оказавшимися запертыми на двое суток в Константиновском
дворце, был предоставлен шанс если не погасить конфликт,
то по крайней мере выработать какое-то свое ответственное
отношение к происходящему.
Мы услышали за эти два дня многое о цесарках и о зефире
из лангустов, об энергетической безопасности и о курином
гриппе. Но ничего, кроме обмена пропагандистскими уколами,
по поводу разворачивающегося на наших глазах кризиса.
Мне почему-то кажется, что если бы в июле 1914 года такая
счастливая возможность оказаться вместе в Константиновском
дворце была у императоров России, Германии и Австрии,
президента Франции и премьер-министра Великобритании,
им бы удалось погасить конфликт, разгоравшийся на Балканах
после убийства эрцгерцога Фердинанда, и за два дня разыграть
виртуальную первую мировую войну не на полях кровавых
сражений, а на хорошей карте Юго-Восточной Европы. И не
потому, что они были столь уж выдающимися личностями по
сравнению с нашими современниками, а потому, что на такой
встрече они бы занимались настоящим царским делом, а не
представительствовали в организации с непонятным статусом
и неясными задачами.
"Большая восьмерка" (прежде "семерка",
а первоначально "шестерка") возникла в 70-х
годах после нефтяного кризиса, вызванного событиями на
том же Ближнем Востоке, как своего рода Политбюро Запада,
как клуб лидеров стран с общим геополитическим видением
мира, обшими ценностями и общей исторической судьбой.
Такой клуб стал антитезой Совету Безопасности ООН - пропагандистской
трибуне антагонистов времен холодной войны. Здесь можно
было по-деловому в своем кругу вырабатывть общую стратегию
Запада, прежде всего в экономической сфере.
Постсоветская Россия была принята в этот клуб несмотря
на свой сравнительно скромный экономический потенциал
как геополитический союзник, ощущавший себя частью Большого
Запада. Сегодня экономически Россия гораздо более (во
всяком случае, в сфере энергетики) соответствует статусу
члена "большой восьмерки". Но проблема заключается
в том, что Россия (и ее лидеры говорят об этом все более
громко и определенно) уже не считает себя частью Запада
- более того, как в старые добрые советские времена, воспринимает
Запад как вызов и угрозу.
В такой ситуации "восьмерка" утрачивает характер
клуба единомышленников, но при этом недотягивает до уровня
всемирного экономического совета ввиду отсутствия таких
гигантов, как Китай и Индия. В результате содержательная
работа института оказывается парализованной, возникает
чувство неловкости и дискомфорта, перерастающее во взаимное
раздражение, столь явно проявившееся накануне петербургского
саммита.
Решение проблемы лежит на поверхности. Необходимо разделить
две функции восьмерки, ни с одной из которых она не справляется
в существующем формате. Восьмерка должна быть расширенв
до 10-12 членов (Китай, Индия, Бразилия...) и стать всемирным
экономическим советом. Россия в качестве великой энергетической
державы, как она любит в последнее время себя позиционировать,
будет занимать в нем достойное место.
В то же время Запад, частью которого путинская Россия,
грезяшая об особом пути и евразийстве, ни в коем случае
не желает себя видеть, должен срочно создавать свое маленькое
политбюро. Будет ли это бывшая "семерка" или
треугольник США-ЕС-Япония, не нам судить. Но бесспорно,
что Запад сталкивается сегодня с вызовами и угрозами беспрецедентного
масштаба и крайне остро нуждается в выработке обшей стратегии.
На мой взгляд, именно эти вызовы и угрозы драматически
подчеркивают, что Россия геополитически и цивилизационно
является частью Запада, потому что они направлены и против
моей страны. Но руководство моей страны так не считает.
Оно убеждено, что "за спиной исламских террористов
стоят более могущественные и более опасные традиционные
враги России". Его пропагандисты 24 часа в сутки
кричат на государственных каналах об угрожающем России
"товарище волке", разжигая антизападную истерию.
В таких условиях со стороны Запада наивно и нелепо продолжать
притворяться, что все мы члены одного клуба, и пытаться
вырабатывать обшую стратегию с Путиным. Путин сегодня
играет на другой стороне и уже не старается этого скрывать
- достаточно взглянуть на историю иранского досье. Но
путины приходят и уходят, а Россия, в союзе с которой
объективно нуждается Запад, так же, как и Россия в союзе
с ним, остается.
Поэтому одной из важнейших задач западного политбюро
будет найти такую парадигму отношений с откровенно незападной
путинской Россией, которая позволит не обострять их дальше
и, более не питая иллюзий, искать оставшиеся точки соприкосновения
и терпеливо ждать. Ждать, пока подлинные интересы безопасности
страны возьмут в России верх над комплексами, мифами,
коммерческими интересами правящих группировок. Это неизбежно
произойдет. Хотелось бы, чтобы не слишком поздно. И для
Запада и для России.
Сегодня российский министр иностранных Сергей Лавров
говорит о войне, объявленной Западу радикальным исламом,
буквально так же, как его предшественник в должности Вячеслав
Молотов говорил в 1939 году о войне между западными демократиями
и фашизмом: "Мы не можем принять чью-либо сторону".
Но товарищ Молотов потом передумал. Вернее, это партайгеноссе
Гитлер передумал за него.