В минувшую
пятницу на заседании Госсовета неожиданно всплыл вопрос,
решение которого может существенно изменить положение 16
миллионов российских ветеранов. А именно - может быть отменено
разделение на федеральных и региональных льготников. Во
всяком случае в ответ на заявление президента Татарстана
Минтимера Шаймиева о том, что он не понимает, почему его
республика должна обеспечивать компенсации для ветеранов
труда за счет собственных средств, Владимир Путин поручил
правительству вернуться к теме неравенства льготников.
Все началось в январе 2005 года, когда вступил в силу
Закон о монетизации. Федеральным льготникам (к ним отнесли
инвалидов и участников войны, ветеранов боевых действий,
жителей блокадного Ленинграда, чернобыльцев и инвалидов
по общему заболеванию) компенсации, полагающиеся им вместо
отмененных льгот, выплачивает Центр - за счет федерального
бюджета. Ну а за региональных, к которым отнесли тружеников
тыла, ветеранов труда и жертв политических репрессий,
отвечают регионы: они самостоятельно решают, какие давать
компенсации.
Следствием такого разделения стало то, что богатые субъекты
Федерации (коих меньшинство) имеют возможность установить
для своих региональных льготников более-менее достойные
компенсации, а бедные такой возможности лишены. В итоге
ветераны труда, труженики тыла, жертвы репрессий оказываются
в катастрофически неравном положении - в зависимости от
своего места жительства. В самом деле, чем ветеран, живущий
в Йошкар-Оле, хуже живущего в Москве? Почему он должен
получать меньшую компенсацию за отобранные государством
льготы? Только потому, что ему не выпало счастье проживать
в богатом регионе? Между тем льготы, например, по услугам
ЖКХ в полном объеме сохранили у себя не более трети регионов...
Общее число федеральных льготников в начале 2005 года
оценивалось в 14 млн. человек, а в середине 2006 года
увеличилось до 16,5 млн. Такая динамика объясняется просто:
поскольку федеральные компенсации существенно выше, чем
региональные, часть ветеранов труда, тружеников тыла и
жертв репрессий оформили инвалидность и перешли в федеральную
категорию. Соответственно, сократилось и число региональных
льготников: в настоящий момент их примерно 16 млн.
Расходы на компенсации для всех региональных льготников
в 2006 году оцениваются примерно в 70 млрд. рублей (в
среднем около 400 рублей в месяц). Расходы на компенсации
федеральных льготников втрое больше: около 210 млрд. рублей.
Соответственно, и средняя компенсация оказывается значительно
больше. Конечно, объем льгот тоже отличается, но для большинства
региональных льготников величина компенсации оказывается
существенно меньше, чем стоимость отмененных льгот.
В общем, было бы логично отказаться от разделения льготников
на категории, установить компенсации для всех федеральным
законом и объявить финансирование этих компенсаций расходными
обязательствами федерального бюджета. Вполне возможно,
что разговор, начатый на Госсовете, приведет именно к
такому результату и устранит несправедливое неравенство
льготников.