Во
вторник правительство Петербурга приняло долгожданную программу
«Толерантность». (Если точнее, полное название такое: «Программа
гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики
проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге
на 2006–2010 годы».) Валентина Матвиенко обещала сделать
это давно, еще в марте, выступая с ежегодным посланием к
городскому парламенту. И вот документ готов. Что же получилось?
Программа, по словам председателя Комитета по внешним
связям Александра Прохоренко, разработана при участии
консультативного совета по делам национально-культурных
объединений при правительстве города, комиссии по правам
человека при губернаторе, ГУ «Санкт-Петербургский Дом
национальностей», ученых и специалистов петербургских
вузов, представителей национально-культурных автономий,
общественных организаций и объединений. Казалось бы, все
хорошо. Вот только, признаться, слышать что-либо о деятельности
названной «комиссии по правам человека при губернаторе»
что-то давно не приходилось. Но это, в общем, не главное.
Главное – в другом.
Стоит напомнить, что еще в апреле большая группа общественных
деятелей и правозащитников (в частности, Юрий Шмидт, Борис
Стругацкий, Самуил Лурье, Леонид Романков, Юлий Рыбаков,
Александр Винников, Элла Полякова) обращалась к Валентине
Матвиенко, отмечая, что «происходящее в городе необходимо
назвать своим именем, не оглядываясь на соображения престижа
и политической выгоды. Имя это — фашистский террор». Авторы
заявления призывали «совместно преградить дорогу фашизму
в Петербурге». Говорили, что «репутацию Петербурга более
всего подрывает слабость публичной реакции руководства
города на чудовищные преступления, совершающиеся в нем,
попытки ответственных лиц отрицать само наличие проблемы».
И полагали необходимым «привлечение всероссийского и мирового
внимания к неонацистской угрозе, исходящей из Петербурга».
Что касается программы по борьбе с ксенофобией, авторы
письма требовали принять ее не позднее мая, чтобы в июле,
во время саммита «Большой восьмерки» в Петербурге, она
бы уже активно работала.
– В конце июня нас принял вице-губернатор Сергей Тарасов,
– рассказывает одни из авторов обращения Леонид Романков.
– Он сказал, что готовится программа «Толерантность»,
и обещал, что участникам встречи пришлют проект по электронной
почте, чтобы мы могли дать свои предложения. Мы ждали
– но так ничего и не получили. Вместо этого мне пришло
письмо из Комитета по молодежной политике и взаимодействию
с общественными организациями: мол, программа уже принята
правительством города и находится на сайте Смольного.
Если хотите – присылайте свои предложения... Но, во-первых,
все уже приняли без какого-либо обсуждения с нами. А во-вторых,
если не планируется утверждать эту программу в Законодательном
собрании как целевую городскую программу – как будут учитываться
наши предложения?
Но, может быть, указанная программа составлена настолько
квалифицированно, что никаких дополнительных предложений
правозащитников-антифашистов уже не требуется?
Что же, заглянем в текст. Главной целью программы объявляется
«укрепление в Петербурге толерантной среды на основе ценностей
многонационального российского общества, поддержание межнационального
мира и согласия, соблюдение прав и свобод граждан». Механизмы
осуществления программы – «комплексные меры, направленные
на развитие гражданского общества, воспитание гражданской
солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание
мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма
и ксенофобии». Однако каким содержанием наполнена столь
красивая словесная форма?
Предлагается «совершенствовать правовую базу», «воспитывать
культуру толерантности через систему образования», заниматься
профилактикой экстремизма в молодежной среде, развивать
толерантную среду средствами массовой информации, содействовать
адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное
пространство Санкт-Петербурга», «формировать единое информационное
пространство для пропаганды и распространения идей толерантности,
гражданской солидарности и уважения к другим культурам»…
На все это, заметим, в 2007–2010 годах предлагают потратить
314 миллионов рублей из городского бюджета.
Но что же говорится по существу, кроме общих слов? Если
вчитаться внимательно – обнаружится, что почти ничего.
Для начала – нет главного: ни признания серьезности существующей
опасности, ни признания ответственности властей города
за сложившееся положение, ни конкретных мер по преодолению
ксенофобии и фашизма. Между прочим, само слово «фашизм»
в тексте не встречается ни разу. И весьма симптоматично,
что, выступая на заседании правительства, Валентина Матвиенко
заявила, что имевшие место преступления на национальной
почве – это, мол, «отдельные проявления экстремистских
групп, которые не определяют лицо Санкт-Петербурга»…
– В программе нет ни конкретных мероприятий по разделам
(как это полагалось в городских целевых программах с указанием
конкретных сумм и конкретных исполнителей), – говорит
Леонид Романков, – ни названия конкретных общественных
объединений, принимавших участие в разработке программы
(кроме «Дома национальностей» и «Центра независимых социологических
исследований»). Насколько мне известно, ни «Гражданский
контроль», имеющий большой опыт в этом направлении, ни
Союз учёных (его секция по вопросам национальных меньшинств,
где работал покойный Николай Гиренко) к разработке программы
не привлекались. Между тем на 2006 год запланирована «разработка
и детализация разделов программы» – и мне хотелось бы,
чтобы эта работа не осталась опять в узком кругу исполнительных
государственных органов, а были бы привлечены реально
работающие в этой сфере общественные объединения, негосударственные
вузы, такие, как, например, Европейский университет, имеющий
определенные наработки в этой сфере...
Сбудутся ли эти пожелания – неизвестно. Хотя актуальность
проблемы не вызывает сомнений. И не только потому, что
Петербург обретает незавидную славу города, где доморощенные
наци чувствуют себя достаточно вольготно. Но и потому,
что толерантность – качество, которого не хватает и самой
городской власти, болезненно реагирующей на любые возражения
оппонентов против ее «единственно верной» точки зрения.